SocioDone

Социология: современные тенденции

Формулировка и обоснование проблемы

а) Исследуемая проблема

Специалист любой отрасли должен обладать не только широкими знаниями, умениями и навыками в своей профессиональной области, но и быть широко образованным, способным ориентироваться в вопросах культуры, литературы и искусства. В связи с этим особое внимание в содержании образования должно быть уделено вопросам культурологического характера, развитию эстетических интересов и потребностей. Выпускники высших учебных заведений должны иметь представление о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, об условиях формирования личности. Большую роль в этом процессе играет формирование духовных потребностей, эстетических интересов и на их основе эстетической культуры студентов.

Духовные потребности занимают особое место в формировании личности, они являются основой духовного и художественно-творческого развития личности, ее эмоционально-чувственных составляющих. Формирование духовных потребностей придает особую окраску отношению личности к своей профессиональной деятельности.

Проблемы духовности, нравственности в настоящее время приобретают особую актуальность в процессе обучения и воспитания молодежи. Источником духовности выступают нравственные и эстетические ценности культурного наследия народов мира и России.

Однако, "вследствие неразвитости социальных механизмов включения людей в мир прекрасного и формирования умений и навыков жить по законам красоты у значительной части населения не выработаны соответствующие ценностные ориентации и потребность следовать культурным традициям" (М.А. Ариарский, Г.П. Бутиков).

Система формирования духовно-нравственной культуры личности опирается на общее образование и реализуется через восприятие культурных ценностей. Важным и актуальным является и процесс формирования умений и навыков повседневной, социально-этической культуры, которая охватывает широчайший диапазон жизнедеятельности — от познания, труда и неформальных отношений, до общения, быта, досуга.

б) Цель и задачи исследования

Можно выделить следующие задачи данного социологического исследования: определение и обоснование роли и места духовных потребностей в развитии личности студентов технического ВУЗа, выявить психолого-педагогические условия формирования духовных потребностей студентов, определить эффективные пути формирования духовных потребностей студентов технического ВУЗа.


Другие материалы:

Обеспечение духовной и нравственной безопасности России в современных условиях
Обеспечение духовно-нравственной безопасности России включает:[10] - защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни: - сохранение культурного достояния всех народов России; - формиро ...

Проблемы девиантного поведения на предприятиях
Одна из наиболее негативных тенденций развития цивилизации состоит в постоянном росте преступности, в том числе на рабочем месте. Воровство, взятки, мошенничество, коррупция, уклонение от уплаты налогов, искажение данных бухгалтерского у ...

Личностный дифференциал
Ни один вывод не может быть сделан на основе только одного теста, поэтому я использовала ещё один тест «Личностный дифференциал ». Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформиро ...