SocioDone

Социология: современные тенденции

Социальная успешность, как результат социализации. Практическое применение методик социальных исследований
Страница 2

Информация о социологии » Социальная успешность как результат социализации » Социальная успешность, как результат социализации. Практическое применение методик социальных исследований

-показатели, характеризующие социально-психологическую среду организации, анализируются в единстве с объективными и субъективными показателями успешности карьеры (блок зависимых переменных), -исследование проводится на основе комплекса разнообразных методик, позволяющих получить и использовать как субъективную информацию в виде оценок, мнений и суждений членов изучаемой группы, так и информацию объективного характера.

Инструментарий включал 37 вопросов: 2 вопроса для уточнения статусных характеристик респондентов, I вопрос отражает степень расхождения образа реальной и идеальной организации, и 34 вопроса представляют собой группы утверждений, отражающих различные субъект-субъектные и субъект-объектные отношения. Каждая группа состоит из трех утверждений, респондент должен выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствует его мнению. 13 вопросов-утверждений из 34-х обрабатываются одновременно по двум различным ключам, в результате чего определяется стиль руководства и различные характеристики социально-психологического климата организации.

Чтобы получить возможность оценить степень точности представлений предпринимателей о подчиненных, выявлялась общая оценка индикаторов предпринимателями по тем же шкалам, по которым проводился опрос среди работников, а затем сравнивались результаты исследования, проведенного среди предпринимателей и среди их подчиненных. При такой формулировке инструментария методика позволяет определить, насколько точно руководитель представляет состояние социально-психологической среды в возглавляемой им организации.

Помимо анкеты для исследования внутренней среды организации рядовым сотрудникам организаций малого бизнеса была предложена диагностическая методика «Семантический дифференциал», состоящая всего из одного вопроса: «Оцените Вашего руководителя с помощью следующих нескольких пар прилагательных» и десяти шкал. Вычисляемая средняя оценка по всем десяти шкалам семантического дифференциала является количественной характеристикой общего эмоционального отношения испытуемого к тому человеку, к которому относятся полученные оценки. При помощи данной методики определяется эмоционально-личностное отношение подчиненных к предпринимателю, которое анализируется в совокупности с результатами исследования социально-психологического климата организации и успешности предпринимателя.

Не смотря на то, что существует множество методов оценки личностных качеств руководителей, ни одна in них не позволила бы собрать необходимые сведения для проверки гипотез исследования. Поэтому для решения задач исследования был построен многомерный личностный опросник, базирующийся на двух техниках: ранжирование и самооценка по заданным критериям. Это формализованный опросник, поэтому он удобен в обработке собранной информации, позволяет получить количественную, а не качественную оценку социально-психологической организации исследуемой личности.

Внешне опросник похож на методику оценки "Идеального и реального Я" Butler & Haigh, которая уже применялась при создании инструментария для определения субъективной успешности карьеры, и показала хорошее понимание респондентами содержания предлагаемого задания. Личностный опросник состоит из трех основных граф. В одной графе перечисляются социально-психологические характеристики личности. В другой графе предпринимателям необходимо их проранжировать по степени необходимости для построения успешной карьеры. В третьей графе предлагается оценить по пятибалльной шкале присутствие у себя тех или иных характеристик. Задание для подчиненных предлагается в усеченном виде: они не ранжируют характеристики, а только лишь оценивают степень их присутствия у руководителя.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие материалы:

Метод экспертной оценки в социологическом исследовании
Такие формы сбора первичной социологической информации, как анкетирование, интервьюирование, почтовый опрос, телефонное интервью, безличностный опрос с помощью возможностей Internet или E-mail предназначены прежде всего для массовых опрос ...

Пути и средства профилактики наркомании и токсикомании в опыте общеобразовательной школы. Диагностическое исследование склонности учащихся старших классов к употреблению наркомании и токсикомании
Целью практической части нашего исследования являлось диагностика склонности учащихся к употреблению наркотических и токсических веществ. Базой исследования явились учащиеся 9 класса Майской МОУ СОШ №10. Методы диагностирования: тестиров ...

Роль и место физического воспитания в социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями
Физическая культура - это особая и самостоятельная часть культуры, которая приобретает ряд особенных черт в приложении к инвалидам разных групп, занимающихся физическими упражнениями и массовым спортом. Физическая культура представляет с ...