SocioDone

Социология: современные тенденции

Американская социология XIX - XX вв. Модернизм и постмодернизм
Страница 3

Социология как наука » Американская социология XIX - XX вв. Модернизм и постмодернизм

Этнометодология (Г. Гарфинкель) изучает то, как люди в сущности развивают эти "разделяемые значения", т. е. методы, которые используют все участвующие в социальных отношениях, чтобы разобраться в происходящем и сообщить об этом другим, так сказать, "сконструировать" свой социальный мир. Гарфинкель обосновал свою теорию с помощью довольно остроумных экспериментов. В ходе одного из них его студенты должны были вести себя так, как будто они являются квартирантами в собственном доме. Реакция на это родителей и родственников была сначала недоуменной, а затем враждебной. Гарфинкель сделал вывод, что социальный порядок повседневной жизни очень тонко организован и в то же время очень хрупок: для его уничтожения достаточно прервать повседневные социальные отношения. К недостаткам этнометодологии можно отнести пропаганду "сверхупорядоченности" повседневной жизни, на деле осложненной конфликтами и непониманием между людьми. Не принимается во внимание факт существования в обществе экономических, политических, социальных различий между группами, которые делают кого-то могущественным, а кого-то безвластным. Методы этнометодологии во многих случаях заимствованы более традиционными социологическими подходами, например, они встречаются в работах Энтони Гидденса

Значительную роль в развитии современной социологии сыграл структурализм (лидер К.Леви-Стросс). Созданный им подход к социологическому анализу основан на предположении о том, что общества можно анализировать по аналогии с языком и лингвистикой как «знаковые системы». Акцент делается на «невидимых», но обнаруживаемых структурных отношениях между «концептуальными элементами» в социальной жизни (например, отношениями противоположности и контраста или иерархии). Леви-Стросс пришел к выводу, что язык в обществе является предшествующей системой, которая определяет и обусловливает социальное поведение. Возникает он на бессознательном уровне, и поскольку мозг у всех людей работает одинаково, то языки создаются по одним и тем же принципам. Культура также возникла в результате мыслительных процессов на бессознательном уровне. Хотя культуры, так же, как и языки, отличаются друг от друга, процессы, в результате которых они создаются, одни и те же. Значит, в общественной жизни нет ничего, что являлось бы результатом преднамеренной и новаторской деятельности человеческих существ, взаимодействующих друг с другом. История их жизни написана для них в языке и культуре, которые они изучают, а затем используют. Эта позиция существенно отличается от взглядов М.Вебера, А.Шюца и Г.Гарфинкеля, которые рассматривали индивидов как субъектов истории.

Идеи Леви-Стросса были использованы П.Бергером, который предложил диалектическую теорию социального конструирования действительности, согласно которой социальная структура создается человеческой деятельностью, но будучи однажды созданной, противостоит индивиду и как чуждая фактичность, и как средство принуждения. Э.Гидденс выработал понятие «дуальность структуры», содержащее как структуру, так и индивидуальную волю.

В 80-90-е годы в западной социологии возник новый подход — постмодернистский, отвергавший функционализм и марксизм под предлогом того, что великие теории слишком несовершенны, чтобы правильно объяснить общественные процессы и социальные изменения (Ж.Лиотар).

Критиковались также теории социального действия, считающие индивидуальное сознание важным фактором в создании социального поведения. Постмодерн характеризуется следующими особенностями: мир «прилива, отлива и фрагментации», без абсолютных ценностей; конец преобладания всеобщей веры в «научную» рациональность и унитарную теорию прогресса; замена эмпирических теорий изображения и истины; усиление акцента на важности подсознательных, свободно плавающих знаках и образах; множественностью точек зрения. Постмодернизм интересуется тем, как отдельное лицо или субъект придает всему смысл, то есть сознательно создает социальную реальность. Как и структуралисты постмодернисты считают, что язык «предшествует» тем, кто использует его. Другими словами, люди узнают слова, которые затем позволяют им выразить свои мысли. Язык является системой, существующей отдельно от людей, которые учат и затем используют его. Точно так же, как общественные институты, по Марксу, формируют и определяют социальное поведение и осуществляют контроль над ним, так же и язык, с помощью которого мы обычно выражаем мысли и общаемся, оказывает подобное влияние. М.Фуко – один из ведущих постструктуралистов (разновидность постмодернизма), в отличие от Леви-Стросса, отрицает существование общих принципов, лежащих в основе формирования языка и культуры. В центре его внимания – осмысление власти, вовлеченной в создание и использование языка. Язык, по Фуко, - не русский, английский или китайский, а то, как разные области знания выражаются в различных образах мысли и речи, - нечто, что он называет дискурсом (рассуждением).

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие материалы:

Анализ деятельнтости социальной работы социальной службы (на примере ООО "Реабилитационный Центр В.И. Дикуля"). Характеристика реабилитационного центра
Официальное юридическое название организации: Общество с ограниченной ответственностью "Реабилитационный Центр для подростков и взрослых инвалидов с детским церебральным параличом и травмами позвоночника В.И. Дикуля". Сокращенно ...

НТР как социокультурная характеристика Запада в новое время.
Научно-техническая революция дала два метода, или подхода, решения какой-либо проблемы – рациональный и научный. Первый подход к проблеме – рациональный или «рационализация». Он не исключает привлечение науки для решения частных проблем, ...

Теоретические аспекты семейного воспитания
Жизнь каждого человека, так или иначе, связана с семьей. В семье человек рождается, в ней он делает свои первые шаги, узнает первые радости и огорчения, из семьи уходит в большой мир, к ней он устремляется, когда ему становится особенно н ...