SocioDone

Социология: современные тенденции

Американская социология XIX - XX вв. Модернизм и постмодернизм
Страница 1

Социология как наука » Американская социология XIX - XX вв. Модернизм и постмодернизм

Наиболее преуспевала социология в США. К причинам ее успеха можно отнести отсутствие жестко контролируемой государством системы высшего образования, конкуренция между университетами, влияние идеологии прагматизма, широкое движение в пользу социальных реформ. Если в Европе социологи были разобщены, часто не имели средств на проведение исследований, то американские ученые, получившие поддержку политической элиты и крупного бизнеса, организовали не только обучение студентов и подготовку аспирантов по социологии, но и создали новые направления, позволившие приблизить науку к конкретным потребностям общества. С 20-х годов ХХ века американские исследователи занимают лидирующее положение в мировой социологии, и их опыт используется европейцами.

Среди социологических научных школ США в 1915-1935 гг. большую роль сыграла Чикагская школа социологии. Именно здесь, в Чикагском университете, на базе первого в мире факультета были развернуты многоцелевые прикладные исследования, которые ознаменовали возникновение и расцвет эмпирической социологии. В Чикаго был основан первый социологический журнал и Американское социологическое общество. Отличительными чертами Чикагской школы является органическое соединение эмпирических исследований с теоретическими обобщениями; выдвижение гипотез в рамках единой организованной и направленной на конкретные и практические цели программы Философско-гносеологическая ориентация социологов была разнообразной и необязательно строго позитивистской. Но все они стремились основывать свои выводы на эмпирическом материале. Чикагцы создали экологическую социологию (Р. Парк), открывшую социально-психологические, культурные и биологические законы развития городов; внедряясь в городские молодежные банды, они изучали преступное и отклоняющееся поведение. Ими был разработан метод личных документов, усовершенствован бихевиористский подход.

Бихевиористы считали, что социология должна изучать наблюдаемое поведение людей. Поведение людей, считали они, сводится к стимулам и реакциям. Меняя стимулы, вы можете менять поведение, управлять людьми. Ранние бихевиористы отрицали необходимость теории и абсолютизировали конкретные социологические исследования. Главными их методами были наблюдение и эксперимент, при обработке данных использовались математические и статистические способы. Абсолютизация значения поведения, внешних форм исследования и количественных методов анализа приводили к упрощенному взгляду на общественную жизнь в целом. Например, летом чаще всего срываются выборы в органы городского самоуправления. Путем наблюдения можно установить, что важнее для избирателей — идти на избирательный участок, тратя время, или поехать работать на дачу, без которой большинству горожан трудно прожить. С помощью эксперимента можно определить, как группа может изменить в свою пользу поведение отдельного избирателя. Но понять поведение конкретного отдельно взятого избирателя бихевиоризм не поможет. Чикагская школа заложила основу для разработки американскими и европейскими учеными на базе бихевиоризма структурно-функционального, системного подходов, концепций действия, теории конфликта и т. д.

Структурно-функциональный, системный, конфликтологический подходы опираются на идеи Э. Дюркгейма и К. Маркса. Они исследуют структуры и системы общества на макроуровне. Структурный функционализм, к примеру, представляет общества как системы, состоящие из крупных элементов — подсистем, взаимосвязанных и взаимозависящих друг от друга Функционалисты анализируют общественные подсистемы — экономику, политику, право, религию и пр., как они связаны между собой, какую пользу или вред приносят обществу. Недостаток данного подхода — статичный образ общества, недооценка значения социальных перемен и конфликтов, игнорирование активного участия отдельных людей в изменении общества.

К функционалистам примыкает теория социального действия, разработанная Т.Парсонсом. Он видел социальный мир в понятиях человеческих идей – норм, ценностей, значений, причем наиболее важным социальным процессом считал процесс коммуникации значений, символов – информации. Он обращал основное внимание на организацию человеческих актов в системы действий, соединяя «индивидуалистический» подход М.Вебера с «холистическим» Э.Дюркгейма. Парсонс создал обобщенную, абстрактную модель действия человека, назвав ее «единичным (unit)актом». Данная модель включает в себя действующее лицо – человека и ситуационное окружение (биологическую, культурную, социальную системы и личность – тоже систему). Каждая из систем порождает свои собственные подсистемы и т.д. Подсистемы каждого уровня развиваются для удовлетворения функционально необходимых условий, соблюдение которых способствует выживанию системы как таковой. Теория действия стала исходным пунктом для создания теории общества как особого типа социальной системы, его эволюции. В целом, во взглядах Парсонса можно выделить три главных аспекта: 1) понятие функциональных предпосылок общества; 2) концепцию социального порядка, характеризующую общества как внутренне взаимосвязанные и «самоподдерживающиеся» социальные системы, работающие во «внешней окружающей среде»; 3) общую теорию «действенных систем».

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие материалы:

Семья как социальный институт
Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме. В США это определение включает множе ...

Системы управления человеческими ресурсами
Управление человеческими ресурсами осуществляется на различных уровнях: от мирового сообщества до подразделений предприятия. Наиболее общие рекомендации по управлению трудовой деятельностью разрабатывает МОТ, которая имеет свои представи ...

Результаты собственных исследований их обсуждение
Диаграммы сравнения ответов студентов ФФВ и исторического факультета Рисунок 1 Нуждаются ли в помощи лица с ограниченными возможностями Большинство студентов считают, что инвалиды нуждаются в помощи. Порядка 94-98%. Так же 6% не знают ...