Информационная цивилизация
Г. Маклуэн представил трехступенчатую модель всемирной истории:
1-я эпоха: Человек слушающий - эпоха племенного индивида с преобладанием устной речи в качестве коммуникации в акустическом мире.
2-я эпоха: Человек смотрящий - эпоха типографического или индустриального индивида с преобладанием печатного слова над устной речью в коммуникации.
3-я эпоха: Человек слушающий и смотрящий - эпоха информационного индивида в условиях победы электронной коммуникации, повышающей интеллектуальные способности и творчески характер личности.
Маклуэн считал, что электронная революция создала новый этап социального общения, в котором выравниваются искажения и диспропорции вызванные географией и экономикой, содействуя росту взаимопонимания между различными слоями общества и народами. На более высоких стадиях революция выступила в качестве первопричины крупных социальных перемен. Информационная технология, соединенная с аудио визуальными средствами, создает целый мир поведенческих моделей, которые постоянно окружают человека и программируют его деятельность во всевозрастающем масштабе.
Второй этап коммуникационной революции связан с тремя великими инновациями: спутниковая связь, создание оптоволоконных кабелей и кабельных сетей, цифровых электронных устройств с применением микропроцессоров и интегральных схем для скоростного приема и передачи информации. Подобные интеллектуально-технологические системы ведут принципиально новому состоянию цивилизации и культуры - к глобальному гиперинтеллекту. Компьютеризация создает технологическую основу информатизации общества, в котором информатика и владение ЭВМ является второй грамотностью, повышающей интеллектуальные и творческие способности человека.
Информационная технологизация социальной жизни вызвала к жизни новую концепцию демократии - "компьютерную демократию", в которой информация олицетворяет власть. Гражданское общество является обществом "общественного мнения": его формирования и выражения является средством завоевания и удержания власти. Тем самым информации общества заменяет собой социальную революцию.
Посредником между властью и обществом вступают "масс-медиа" - независимые СМИ.
Другим социальным институтом, связанным с развитием СМИ является система "паблик рилейшнз" (институт отношений с общественностью). В правовом государстве и гражданском обществе необходимость сотрудничества, формирования благоприятного отношения социальных организаций с общественностью - это основа проведения сильной и уверенной социальной политики с адекватной социальной ответственностью.
Другие материалы:
Основные теоретические подходы к изучению молодежи
Отечественная ювенология тесно связана с мировыми представлениями о молодежи и базируется на нескольких исследовательских направлениях.
Психоаналитическое направление основывается на идеях З. Фрейда, Р. Бенедикт, Л. Фойера, Л. Шелеффа, Э ...
Культурная информированность
На вопрос «Что Вы сейчас читаете?» - ответили: «Ничего» 54% респондентов из политехнического и 36% - из педагогического институтов. Остальные читали на момент опроса в основном развлекательную литературу – детективы, приключения. Только н ...
Путь к науке: парадоксы самосознания науки и проблема соотношения теологии
и науки.
Путь к науке Петров предлагает определить как нечто связанное с дисциплинарностью, которая впервые появилась у греков в форме философии, оторвалась от номотетической эмпирии, получив собственную опору в виде абсолютизированного текста Биб ...