SocioDone

Социология: современные тенденции

Информационная цивилизация

Г. Маклуэн представил трехступенчатую модель всемирной истории:

1-я эпоха: Человек слушающий - эпоха племенного индивида с преобладанием устной речи в качестве коммуникации в акустическом мире.

2-я эпоха: Человек смотрящий - эпоха типографического или индустриального индивида с преобладанием печатного слова над устной речью в коммуникации.

3-я эпоха: Человек слушающий и смотрящий - эпоха информационного индивида в условиях победы электронной коммуникации, повышающей интеллектуальные способности и творчески характер личности.

Маклуэн считал, что электронная революция создала новый этап социального общения, в котором выравниваются искажения и диспропорции вызванные географией и экономикой, содействуя росту взаимопонимания между различными слоями общества и народами. На более высоких стадиях революция выступила в качестве первопричины крупных социальных перемен. Информационная технология, соединенная с аудио визуальными средствами, создает целый мир поведенческих моделей, которые постоянно окружают человека и программируют его деятельность во всевозрастающем масштабе.

Второй этап коммуникационной революции связан с тремя великими инновациями: спутниковая связь, создание оптоволоконных кабелей и кабельных сетей, цифровых электронных устройств с применением микропроцессоров и интегральных схем для скоростного приема и передачи информации. Подобные интеллектуально-технологические системы ведут принципиально новому состоянию цивилизации и культуры - к глобальному гиперинтеллекту. Компьютеризация создает технологическую основу информатизации общества, в котором информатика и владение ЭВМ является второй грамотностью, повышающей интеллектуальные и творческие способности человека.

Информационная технологизация социальной жизни вызвала к жизни новую концепцию демократии - "компьютерную демократию", в которой информация олицетворяет власть. Гражданское общество является обществом "общественного мнения": его формирования и выражения является средством завоевания и удержания власти. Тем самым информации общества заменяет собой социальную революцию.

Посредником между властью и обществом вступают "масс-медиа" - независимые СМИ.

Другим социальным институтом, связанным с развитием СМИ является система "паблик рилейшнз" (институт отношений с общественностью). В правовом государстве и гражданском обществе необходимость сотрудничества, формирования благоприятного отношения социальных организаций с общественностью - это основа проведения сильной и уверенной социальной политики с адекватной социальной ответственностью.


Другие материалы:

Политика выравнивания доходов
Одна из основных социальных проблем при переходе к рыночным отношениям резкое расслоение и социально-имущественная дифференциация населения. Поэтому наряду с внедрением новых стимулов к труду и экономической деятельности, созданием систем ...

Властные отношения как гарант экономического роста
Итак, одно из возможных направлений влияния институтов власти на экономику – это их способствование экономическому росту. Д. Норт заявляет, что развитая институциональная структура, устанавливающая и защищающая права собственности, созда ...

Статистическое изучение и моделирование динамики эмиграционных потоков. Анализ ряда динамики с помощью системы показателей
Для характеристики интенсивности развития явления от периода к периоду используются следующие показатели динамики: 1. Абсолютный прирост: показывает, на сколько изменился уровень текущего периода по сравнению с периодом, принятым за базу ...