SocioDone

Социология: современные тенденции

Этическое содержание, нравственные отношения в управлении и менеджменте
Страница 2

Информация о социологии » Анализ нравственных и этических аспектов социального управления на предприятии » Этическое содержание, нравственные отношения в управлении и менеджменте

Мораль и этика составляют основу деловой культуры организации (называемой также организационной или корпоративной культурой), под которой понимаются принятые руководством организации и поддерживаемые персоналом духовные ценности. И хотя многие считают, что деловая культура касается только внутренней жизни коллектива, фактически она формирует и внешнюю жизнь организации (внешние отношения). Деловая культура организации проявляется в поведении сотрудников, в их восприятии себя, организации в целом и окружающей среды. Центральное место в организационной культуре занимают базисные ценности, т. е. официально принятый в организации набор наиболее значимых и неизменных принципов, на которых основывается поведение сотрудников.

Совершенно очевидно, что базисные ценности - это, прежде всего, ценности этического характера. Их следует отличать от ценностей конкретной личности (например, религиозные убеждения, политические взгляды) или общечеловеческих ценностей (например, свобода, терпимость). В организациях формирование базисных ценностей проходит долгий путь трансформации, в результате чего они, как правило, становятся их потребностями или обязательствами перед обществом. В этом смысле базисные ценности носят прагматичный, рациональный характер, и их выбор определяется спецификой каждой организации.

Принятие многих управленческих решений связано с морально-этическими дилеммами, к числу которых можно отнести:

- выбор между краткосрочной выгодой и долгосрочным результатом;

- соотношение целей и средств их достижения;

- соотношение материальных и духовных ценностей;

- соотношение личных и общественных интересов[4].

Коммуникация, т.е. процесс двустороннего обмена сообщениями делового содержания между работниками, играет важную роль в функционировании организации. Специалисты различают следующие виды коммуникаций в организации:

- вертикальные (межуровневые) - обмен информацией сверху вниз и снизу вверх;

- горизонтальные - обмен информацией между должностными лицами или различными подразделениями одного уровня для согласования действий;

- межличностные - устные сообщения работников (независимо от вида коммуникации).

В настоящее время коммуникация обладает большим арсеналом средств, но ни одно из них по своей действенности не может сравниться с непосредственным обращением к личности. Однако при использовании любого средства коммуникации его форма не должна главенствовать над содержанием (например, при устном общении не следует недостаток аргументации компенсировать громкостью речи).

Этический уровень организации характеризуется степенью соблюдения ее руководителями и сотрудниками нравственных норм делового сотрудничества. Для поддержания надлежащего этического уровня многие организации принимают кодексы, представляющие собой своды правил поведения как руководителей, так и рядовых сотрудников. Чтобы сделать этические кодексы более действенными, в организациях обычно принимают определенные дисциплинарные меры, направленные как на наказание за нарушение кодекса, так и на поощрение поступков, совершенных в соответствии с правилами этического кодекса. По содержанию и объему этические кодексы весьма разнообразны: это могут быть правила деловой этики на одну страницу и стандарты в несколько десятков страниц. Считается, что такие кодексы должны быть основаны на стратегии и видении руководства организации и содержать модель желаемого поведения ее сотрудников.

Типичное содержание этического кодекса может ниже:

- этические принципы;

- политика в отношении конфликтов интересов;

- конфиденциальная информация;

- изобретения и интеллектуальная собственность;

- поведение на рабочем месте;

- политика в отношении безопасности труда, охраны здоровья и защиты окружающей среды;

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие материалы:

Организация социальной работы с детьми с ограниченными возможностями в г. Благовещенске. Характеристика и содержание социальной работы с детьми с ограниченными возможностями в г. Благовещенске
В области по состоянию на 01 апреля 2008 года численность инвалидов составила 82 514 человек, или 10% населения области [21]. В целях реализации полномочий и соблюдения социальных гарантий, обеспечивающих социальную поддержку детей с огр ...

Социально-правовой статус сотрудников ОВД. Правовые основы деятельности сотрудников ОВД
Социальные, экономические и политические изменения в России последних десятилетий вызвали ухудшение криминальной обстановки в стране. Растет число преступлений, совершенных несовершеннолетними, а также совершеннолетними гражданами в состо ...

Основные этапы и ожидаемые результаты реализации демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года
Реализация демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года будет осуществляться в три этапа. На первом этапе (2007 - 2010 годы) будут реализованы меры, направленные на преодоление сложившихся негативных тенденций дем ...