SocioDone

Социология: современные тенденции

Методы и технология профилактики наркомании и токсикомании
Страница 1

В мире существует отработанные организационные подходы к проведению профилактической интервенции[ 6;32].

Химическая зависимость( наркомания, токсикомания)- это проявление аддиктивного (зависимого) поведения, обусловленное употреблением психоактивных веществ. Профилактика различных видов химической зависимости включает в себя диагностику; сбор и анализ информации; информирование; обучение; содействие в решении социальных и психо-логических проблем; контроль (текущий, поэтапный).

Диагностика. Занимаясь профилактикой химической зависимости несовершеннолетних, социальный педагог диагностирует определяет наличие и уровень развития следующие факторы риска:

- объективные условия жизни ( экономическое состояние семьи, жилищные условия);

- здоровье членов семьи ( наркомания, алкоголизм, инвалидность), состав семьи, образование подростка.

- уровень умственного развития подростка, его социального интеллекта( уровень включенности в систему общественных отношений), а также основных индивидуально- психологических характеристик.

Как специалист, имеющий возможность наблюдать взаимодействие членов семьи в бытовых условиях, социальный педагог делает выводы о методах и качестве воспитания родителями своих детей.

Сбор и анализ информации. Социальному педагогу совместно с другими специалистами необходимо ответить на ряд вопросов: « Что происходит?», « Где происходит?», « Почему происходит?» « Что нужно делать?», « Что будет дальше, если…?»

Информирование. Информирование составляет неотъемлемую часть профилактики химической зависимости. Он предлагает выявление факторов формирование химической зависимости, установление особенностей родителей с детьми; мест обращения за помощью.

Социальный педагог организует информационные мероприятия, определяет периодичность и место их проведения, определяет содержание таких мероприятий, приглашает специалистов ( инспекторов ПДН, медицинских работников, наркологов, юристов, психологов).

Обучение. В ходе социально- педагогического взаимодействия социальный педагог обеспечивает усвоение несовершеннолетних необходимых социальных знаний, умений, навыков[ 18;109].

Обучение организуется с учетом личностного развития подростков( при необходимости социальный педагог рекомендует поместить молодого человека в реабилитационный центр, привлекает к участию в соответствующих программах). Он может проводить обучающие игры, тренинги с целью развития одного или нескольких социальных навыков.

Решение социальных и психологических проблем. Социальный педагог осуществляет патронаж, который включает в себя непосредственную помощь в решении конкретных проблем, посредническую деятельность( контактирование с органами социальной защиты, ПДН, судами, биржами труда, администрациями) и контроль за выполнением решений, принятых на различных уровнях в отношении несовершеннолетних и их родителей.

Контроль. Контроль может быть как текущим, так и поэтапным. Он строится на фиксации ( включая специальную диагностику) изменений, происходящих с несовершеннолетним и его окружением.

Профилактика наркомании может быть эффективной, только тогда когда она осуществляется комплексно и системно, а не представляет собой разрозненых программ, различных по концептуальной основе и структуре.

Поэтому первой и основной профилактической стратегией является развитие концептуального системного подхода к профилактике. Вторая стратегия – развитие и апробация предлагаемой модели профилактики. Третья- развитие и внедрение комплекса обучающих программ профилактики. Четвертая – развитие сети специалистов и лидеров в области профилактики из числа врачей, психологов, учителей средних школ, инспекторов по делам несовершеннолетних, подростков и их родителей. Пятая – разработка механизмов развития социальной системы профилактического антинаркотического воздействия, подготовка групп специалистов и волонтеров, организующих и проводящих работу по профилактике употребления наркотиков и других психоактивных веществ[17;193].

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Центры социального обслуживания семьи и детей
В нашей стране в 1992 г. правительство принимает постановление «О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье», которая включает экономическую, пра­вовую, медицинскую, психологическую и педагогическую ...

Основные направления социальной работы с молодежью. Положение молодежи в обществе
"Молодежь" - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, их специфических интересов и ц ...

Уровни развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность
В литературе выделяют несколько уровней способностей: способности, как таковые, одаренность, талант, гениальность. Вопрос о способностях достаточно подробно рассмотрен в пункте 2.1. Под одаренностью в литературе понимают такое состояние ...