SocioDone

Социология: современные тенденции

Социальные проблемы молодых людей в РФ
Страница 2

3) продолжается дальнейшее сокращение доли студентов – жителей сельской местности: их шансы поступить в вуз по сравнению с выпускниками городов в 10-12 раз ниже;

4) сократился приток в вузы выпускников общеобразовательных школ и возрос выпускников специализированных классов и гимназий – этому способствует возрастание удельного веса специализированных школ, гимназий, классов с углубленным изучением отдельных предметов;

5) выбор вуза – это не только выбор места учебы, но и важный этап жизненного и профессионального самоопределения молодого человека связан как с личностными усилиями, ценностно-мотивационным выбором, так и влиянием окружения и объективной ситуацией самоопределения;

6) обращает внимание, что, начиная с третьего курса, студенты восполняют недостаток актуальных знаний учебой на других факультетах и учебных заведениях города, дополнительно учится почти каждый пятый студент вузов.

Вместе с тем, современная рыночная ситуация требует от будущего специалиста социальной активности, ответственности, целеустремленности, настойчивости. Формирование в студентах социальных качеств и профессиональной компетентности является одной из важнейших задач высшего учебного заведения, но резкое ухудшение экономического положения вузов тормозит этот процесс [2].

4. Трудовая занятость молодежи. Изменение положения молодежи в материальном производстве является важным показателем ее социального развития и фактором экономической самостоятельности. За годы реформ занятость молодежи в данной сфере сократилась более чем на четверть, что связано с развалом производства в стране и сегодня эта тенденция сохраняется.

Оценка молодежью престижа работы в государственном секторе ниже, чем занятость на предприятиях других форм собственности. В то же время две трети молодых людей продолжают трудиться на государственных предприятиях. Причины противоречия находятся в стремлении молодежи к стабильности, которая чаще всего связывается с государственными предприятиями. Но в условиях низкой заработной платы, угрозы банкротства предприятий и скрытой безработицы, назвать ситуацию благоприятной и стабильной нельзя.

Безусловно, престижность работы в частном секторе связана с более высокой оплатой труда, что позволяет молодежи, занятой в частной сфере становится референтной группой для остальных. Тем самым создается мощный мотивационный стимул не только для изменений в структуре молодежной занятости внутри сферы распределения, но и для перемещения молодежи из сферы материального производства в другие сектора экономики.

По характеру труда в материальном производстве молодежь распределяется следующим образом: 88% работают по найму, 3% владеют бизнесом с наемным трудом, 2% работают по найму и имеют собственный бизнес, 2% заняты индивидуально-трудовой деятельностью, 5% – другими видами деятельности (мелкая коммерция, работа в личном подсобном и домашнем хозяйстве). Таким образом, подавляющее большинство молодежи в материальном производстве составляет наемную рабочую силу.

Важным фактором экономической самостоятельности молодежи является уровень ее материального положения. Статистические данные свидетельствуют о некоторых положительных тенденциях в его изменении. Это проявилось, в частности, в росте заработной платы. Вместе с тем доля нуждающейся молодежи по-прежнему остается стабильно высокой (около 70 %) [1].

5. Досуг молодежи. Резкое сокращение количества учреждений культуры, развал системы профессионально-технических училищ, спортивных объектов и ограниченное финансирование имеющихся, свертывание воспитательной работы в школах и вузах, уменьшение секций и кружков, оздоровительных клубов, работающих на бесплатной основе, удаленность объектов досуга от новых жилых районов, единичные случаи организации новых клубов в только что построенных спальных районах приводит к тому, что большая часть подростков и молодежи не включены в систему организованных форм досуга.

Вместе с тем досуг воспринимается большей частью молодежи как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью.

Среди основных особенностей можно выделить: преимущественно развлекательно-рекреативная направленность досуга (любимое занятие старшеклассников – «ничегонеделание»), «вестернизацию» (американизацию культурных потребностей и интересов), приоритет потребительских ориентаций над креативными, слабую индивидуализированность и избирательность культуры, внеинституциональную культурную самореализацию (вне учреждений культуры), отсутствие этнокультурной самоидентификации (вне национальной культуры, традиций, обычаев, фольклора).

Страницы: 1 2 3


Другие материалы: