Г. Зиммель «Человек как враг»
О естественной враждебности между человеком и человеком говорят скептические моралисты, для которых homo homini lupus est и «несчастье наших лучших друзей есть нечто, не вполне для нас приятное». Однако же и противоположным образом настроенная моральная философия, вводящая нравственную самоотверженность из трансцендентных основ нашего существа не избегает подобного пессимизма.
Эмпирически, согласно рассудку, человек является просто эгоистом, и обратить этот естественный факт в его противоположность уже никогда не сможет сама природа; на это способен лишь deus ex machina некоего метафизического бытия внутри нас. Видимо, данная враждебность оказывается, по меньшей мере, некоторой формой или основой человеческих отношений, наряду с другой - симпатией между людьми. Примечательно сильный интерес, который, например, человек испытывает именно к страданиям других людей, можно объяснить только смешением обеих мотивировок.
Вражда должна тем глубже и сильнее возбудить сознание, чем больше схожесть партий, от которых она отталкивается. Люди, у которых много общего, часто куда горше, несправедливее обижают друг друга, чем совершенно чуждые.
Сюда добавляется ещё вот что: чужому, с кем не объединяют ни общие качества, ни интересы, люди противостоят объективно, пряча личность в скорлупу сдержанности, поэтому отдельное различие не так легко становится доминантой человека. С абсолютно чужим соприкасаются лишь в тех точках, где возможны отдельные переговоры или совпадение интересов. Ими ограничивается и течение конфликта.
Чем больше у нас (как целостных людей) общего с другим человеком, тем легче наша целостность станет сопрягаться к каждым отдельным отношением к нему. Отсюда та непомерная резкость, те срывы, какие люди, обычно вполне собою владеющие, иногда позволяют себе как раз с самыми близкими.
Тайное ощущение собственной вины мы весьма предусмотрительно прикрываем ненавистью, которая облегчает приписывание всей вины другому.
Основной мыслью данной статьи, по моему представлению, является идея о том, что конфликт заложен в самой природе человека. Некоторые этого избегают, стараются не замечать, но это так или иначе проявляется. Я думаю, что Г. Зиммель данной статьёй хотел показать не только производность конфликтов и враждебности от самой человеческой натуры, но и необходимость примирения с этим фактом, а также использования позитивной стороны конфликтов в своих интересах. Именно в этом, на мой взгляд, проявляется основное значение данного исследования для современности.
Другие материалы:
Сущность девиации в поведении
Девиантное поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности – распространенным в обществе или его группах нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ценностям, ожиданиям, уста ...
Социология и социальная философия
Любая наука определяется с учетом трех факторов: объекта, предмета и методов.
Слово «социология» буквально обозначает «наука об обществе» («социо» — общество, «логия» — наука, знание). Однако по отношению к такому определению нередко выс ...
Постиндустриация как
проект будущего
Родоначальник концепции постиндустриализма Даниел Белл уже в начале 70-х годов указал на определяющие черты складывающегося нового общественного устройства. Если в до-индустриальную эпоху главным производственным ресурсом была мускульная ...
