Организмическая теорияСтраница 1
Спенсер считал очевидным сходность общества с биологическим организмом как строением, так и функционированием. Сходство заключалось в факторах:
1. Рост. И организм, и общество имеют тенденцию к росту и развитию.
2. Общество состоит из индивидов как организм — из клеток.
3. Усложнение. Общество имеет строение, аналогичное организму — от индивида (клетки) к институтам (органам внутренним) и всему обществу в целом (организм).
4. Дифференциация. Разделение индивидов на классы и группы, их стремление к объединению с себе подобными схоже с разделением клеток на различные ткани.
5. Взаимодействие. Индивиды взаимодействуют друг с другом как клетки, которые обмениваются различными химическими веществами.
Однако существуют и различия:
1. В отличие от биологического организма, имеющего конкретную форму, элементы общества рассеяны в пространстве, обладают значительной автономией (свободой передвижения как минимум, могут покинуть одно общество и включиться в другое).
2. В обществе нет единого органа, концентрирующего способность чувствовать и мыслить.
3. .Важным отличием общества от организма является пространственная мобильность элементов структуры.
4. Организм состоит из частей и существует ради целого единства, а целое в обществе — ради частей.
Спенсер решал проблему отношений индивида и общества ссылкой на их взаимодействие. Он предполагал, что на ранних этапах эволюции биологическая сущность человека определяет свойства социального агрегата, а в дальнейшем решающую роль в эволюции общества играют свойства целого.
После дифференциации общество нуждается в координации деятельности отдельных групп. По мнению Спенсера, Церковь должна быть отделена от государства. В обществе для нормального эволюционирования должны существовать следующие системы:
1. Поддерживающая (производство необходимых продуктов);
2. Распределительная (распределение благ на основе разделения труда);
3. Регулятивная (организация частей на основе их подчинения целому).
Именно Герберт Спенсер ввел впервые в социологию понятие социального института.
Социальный институт — это механизм самоорганизации совместной жизни людей. Ученый выделил группы социальных институтов:
1. Домашние (семья, брак, проблемы воспитания — воспроизводят этапы эволюции семьи);
2. Ритуальные (Иначе называются еще Обрядовые, или Церемониальные, суть их — обряды, обычаи, традиции. Регулируют повседневное поведение людей);
3. Политические (политическая организация и классовое деление общества. Связаны с переносом внутри-групповых конфликтов на сферу конфликтов между группами);
4. Церковь (обеспечивает интеграцию общества);
5. Профессиональные (появляются на основе разделения труда и появления профессий. Объединяют людей в группы по профессиональным признакам) и индустриальные (промышленные. Поддерживают производственную структуру общества);
6. Права (был добавлен позже).
Значения институтов возрастают в процессе перехода от военного типа общества к индустриальному. Особенно важную роль начинают играть промышленные институты, берущие на себя все большую часть общественных функций и регулирующие трудовые отношения.
Ученый считал, что конфликты и войны сыграли важнейшую роль в становлении политической и классовой структуры общества. Силами, создающими государство, являются война и труд, причем на ранних этапах эволюции военные действия были решающими, так как именно необходимость обороняться и нападать больше всего сплачивают общество и дисциплинируют его. На следующих этапах эволюции объединяющей силой выступил труд (общественное производство) и прямое насилие уступает место внутреннему самоограничению.
Теория социальных институтов Спенсера является попыткой систематического изучения общества. Концепция институтов воспроизводит
образ общества по аналогии с биологическими организмами, например деньги уподобляются кровяным частицам
Спенсер ввел термин «надорганизм», который подчеркивал автономию индивида от общества.
Спенсер в своих научных трудах опирался на эмпирические базы аналогии и исторических данных. В ходе своих рассуждений он обнаружил, что среди всей истории человечества нет истории «народа», лишь только история царей, церкви и т.д. Именно при нем появилось понятие «новой» истории — касающейся и народа тоже. Само содержание исторического процесса представляется как постепенный переход от механического принуждения к органическому объединению на основе общности интересов.
Другие материалы:
Выравнивание динамического ряда по способу
наименьших квадратов и при помощи скользящей средней
Выравнивание ряда динамики способом наименьших квадратов заключается в отыскивание уровней кривой, которая наиболее точно отражала бы основную тенденцию изменения уровней в зависимости от времени. Параметры уравнения находят способом наим ...
Юридическая природа брака.
Существует насколько правовых теорий, объясняющих юридическую природу брака. В наиболее общем виде их можно свести к пониманию брака как договора, как таинства и как института особого рода. Теория брака как договора берет свое начало в Др ...
Анализ документов
В социологии под документом понимают не только письменные документы, но и любые носители информации (аудио- и видеозаписи, фотографии и т.д.). Но, конечно, письменные документы составляют основной массив. Их источником являются архивы, пу ...