SocioDone

Социология: современные тенденции

Путь к науке: парадоксы самосознания науки и проблема соотношения теологии и науки.
Страница 1

Информация о социологии » Социологический анализ генезиса, функционирования и развития науки и научного творчества » Путь к науке: парадоксы самосознания науки и проблема соотношения теологии и науки.

Путь к науке Петров предлагает определить как нечто связанное с дисциплинарностью, которая впервые появилась у греков в форме философии, оторвалась от номотетической эмпирии, получив собственную опору в виде абсолютизированного текста Библии, и предстала в форме теологии, с тем что-бы в 16 - 17 вв. вновь вернуться к возможной эмпирии планируемого эксперимента и предстать в форме опытной науки.

В книге «Язык, знак, культура», в главе «Путь к науке» М.К. Петров говорит о взаимоотношениях философии и теологии. Он отмечает, что историки философии предпочитали в своих трудах проскакивать период Средних веков, когда философия была служанкой теологии, и приводит в пример Гегеля: «Гегель, например, прикинув на глаз период сосуществования философии и христианства, тут же объясняет читателю тот способ изложения, которым он намерен преодолеть это препятствие: "Второй период доходит до 16 столетия, в свою очередь, включает примерно тысячелетие, которое мы намерены проскочить, надевши семимильные сапоги-скороходы"».

Петров говорит о том, что главное не служебный характер философии, а «как, в каких формах, с какими конечными целями и ощутимыми результатами осуществляется эта служба». Он отмечает, что «даже самая реакционная на самой постыдной и постылой службе философия, не может ограничить свою задачу интеграцией в целостность-мировоззрение наличной "суммы обстоятельств", вынуждена постоянно формировать интерес своей группы в идею выброшенного в будущее "должного", в ориентир исторического движения, в теоретическое основание революционной или контрреволюционной, но всегда осмысленной практики, направленной на изменение наличной "суммы обстоятельств"».

Таким образом, в результате творчества философов наука возникает из теологии.

Парадоксы самосознания науки.

Науку можно понимать с двух позиций:

1. трансмутация наличного массива дисциплинарного знания, т.е. деятельность по наукоплению нового знания.

В конце 16 – начале 18 века возникают такие научные феномены, как организация научных обществ, появление научной периодики, реформа университета и т. п.

2. трансмутация наличной технологии, наличных организационных и административных структур, т.е. деятельность по перемещению-приложению научного знания в утилитарных целях.

В конце 19 века возникают фирменные и государственные лаборатории, группы, исследовательские институты - основные организационные интерьеры утилизации научного знания, его перемещения к местам и датам приложения. Этот процесс организационного формообразования настолько активен, что с этой точки зрения наука и сегодня еще должна рассматриваться скорее как возникающая и раскрывающая свои потенции, чем как возникшая и функционирующая в устойчивом наборе институтов.

Следствием этого смещения интереса науковедения и социологии науки оказалось то обстоятельство, что в поле внимания науковедов, социологов, историков науки, в предмет их исследований вошел и стал едва ли не наиболее популярным объектом университет - странный и обнаруживающий явные черты реликтовой инородности, но при всем том неустранимый из социальной ткани институт трансляции. И как результат - стало не так-то просто разобраться, где теология, где опытная наука, чем опытная наука обязана теологии и в чем, собственно, состоит то принципиальное отличие, которое позволяет различать теологию и науку.

В современном мире исследователи все больше склоняются к мысли о неразделенности теолого-научного базиса. Но вместе с тем возникает проблема отношения опытной науки к теологии.

Проблема соотношения теологии и науки.

В этой главе Петров предлагает ввести постулат о единой дисциплинарной природе философии, теологии и науки, которое задает им единое основание, по которому трансляционно-трансмутационные интерьеры философии, теологии, науки могут рассматриваться как разновидности реализации одного и того же. То есть философия, теология и наука выступают как варианты дисциплины.

Любая дисциплина в любой момент времени существует в следующем наборе составляющих:

1. Дисциплинарная общность - живущее поколение действительных и потенциальных творцов-субъектов.

2. Массив наличных результатов-вкладов, накопленный деятельностью предшествующих и живущего поколения членов дисциплинарной общности.

3. Механизм социализации-признания вкладов - будущих результатов и ввода их в массив наличных результатов (в наше время публикация).

4. Механизм подготовки дисциплинарных кадров для воспроизводства дисциплинарной общности методом приобщения новых поколений к массиву наличных результатов и к правилам дисциплинарной деятельности (в наше время университет).

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Семья как важнейший социальный институт
Существование семьи, как и все социальных институтов, обусловлено общественными потребностями. Как и все социальные институты, семья представляет собой систему действий и отношений, необходимых для существования и развития общества. «Семь ...

Теоретические основы наркомании как медико-социально-психологической проблемы. Понятие «наркомания»
Об употреблении людьми различных веществ, изменяющих поведение, известно с глубокой древности. На заре цивилизации право употребления наркотиков имели только вожди племен, волшебники, маги, шаманы, жрецы. Для простых смертных на эти средс ...

Защита оспариваемых прав инвалидов. Механизмы защиты прав инвалидов по российскому и международному законодательству
Права инвалидов, как и всех граждан, в Российской Федерации гарантируются Конституцией России, защита прав регулируется нормами гражданского, гражданско-процессуального, уголовного, уголовно-процессуального, административного и трудового ...