SocioDone

Социология: современные тенденции

Развитие социально-педагогической деятельности в нашей стране
Страница 1

Информация о социологии » Социальная работа в школе » Развитие социально-педагогической деятельности в нашей стране

Социально-педагогическая работа в нашей стране имеет глубокие исторические корни. Русь всегда была богата примерами благотворительности, попечительства, призрения страждущих. Эти заботы брали на себя государственные, общественные организации, частные лица.

Социально-педагогическое движение активно развивалось в 20-30-е годы XX в. В 60-е годы XX в. появлялись работники, специально ориентированные на воспитательную деятельность в социуме (организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, работники внешкольных учреждений, педагоги-организаторы и т.п.).

На рубеже 70-80-х годов XX в. общественные потребности, достижения практиков подняли задачи социальной работы на качественно новый уровень. Получили распространение социально-педагогические комплексы (Свердловская область, Татарстан, Москва, Санкт-Петербург и др.). Во внешкольных учреждениях, клубах по интересам, разновозрастных отрядах утверждалась идея целенаправленной социально-педагогической работы с детьми (Московская, Костромская, Пензенская, Челябинская, Тамбовская, Рязанская, Омская области и др.). А в педагогической науке многие исследователи обратились к проблемам социальной педагогики, пытались осмыслить ее лучший опыт [21, 183].

Однако прогресс в этой сфере сдерживался слабым организационным, кадровым, материально-финансовым, научно-педагогическим обеспечением, а чаще и вовсе отсутствием такового. Назрела необходимость учредить институт социальных педагогов-специалистов по воспитательной и социальной работе с детьми и их родителями, взрослым населением в семейно-бытовой среде, с подростковыми, молодежными группами и объединениями. В 1990 г. должность социального педагога была внесена в список должностей рабочих и служащих. Получила таким образом признание новая профессия. Вслед за тем принято решение «Об организации социальной службы помощи детям и молодежи».

В 1989-1991 гг. проводился широкомасштабный эксперимент «Школа-микрорайон». В нем участвовали более 100 региональных научно-практических групп непосредственно на местах, на экспериментальных площадках, представляющих собой разнотипные городские и сельские микрорайоны. Были апробированы модели социально-педагогической деятельности, содержание, формы и методы работы социального педагога, обоснованы профессиональные требования к нему. Этому вопросу много своих работ посвятили Гуров В.Н. “Опыт организации социально-педагогической работы”, Гурьянова М.Н. “Новая профессия в социальной сфере”, Вульфов Б.З. “Социальный педагог в системе общественного воспитания”; Березкина В., Бруднев А., Ермоленко Г. посвятили ряд статей социально-педагогической работе в школе [8, 28-29].

В настоящее время в высших и средних специальных учебных заведениях введены специальности “Социальная педагогика” и “Социальная работа”. Более 50 ВУЗов России приступили к подготовке соответствующих специалистов (Уральский, Чувашский, Ставропольский, Тульский, Тамбовский институты и университеты).

С 1993 года под руководством Центра социальной педагогики Российской академии образования реализуется комплексная федерально-региональная программа «Социальная педагогика», в которой задействованы 34 региона. Интересный опыт накоплен в Олонецком центре социальной педагогики и социальной работы (Республика Карелия) по развитию разнопрофильных детских объединений; в Волжском центре - по созданию медико-психолого-педагогической семейной службы, работе с детьми-инвалидами; в Мордовском центре Тамбовской области - по реализации социальных программ “Милосердие”, Открытое сердце”, “Семья”, “Экология и туризм”.

Социальная педагогическая работа позволяет вносить такие изменения в систему воспитания детей и подростков, которые обеспечивает оптимальные условия для их личностного становления, социальной защиты, социализации в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Основные направления решения проблемы неполной семьи. Основы социальной работы с неполной семьей
Современная семья призвана не только решать многочисленные проблемы, связанные с повседневной жизнедеятельностью своих членов, с рождением и воспитанием ребенка, поддержкой недееспособных, но и быть своеобразным психологическим укрытием д ...

Социальное положение женщин в России
Адаптация женщин к новым условиям связана с большими социальными издержками; налицо их неравные стартовые возможности. Существование в массовом сознании патриархатных взглядов резко отрицательно сказывается на стимулировании активной деят ...

Функции образования в производственно-экономической сфере
Формирование профессионально-квалификационного состава населения. С количественной точки зрения система образования отвечает за воспроизводство профессионально-образовательного состава населения. На практике оно колеблется между перепроиз ...