Функции религии
«Одна из трудностей, с которыми сталкивается функционализм, интерпретируя религию как фактор интеграции общества, заключается в том неудобном для интегративных теорий и всё же очевидном факте, что религия может вызывать конфликты и способствовать дезинтеграции общества, включая и макросоциологический уровень. Конфликтологические теории, восходящие к Марксу, в основу объяснения религии как социального явления кладут конфликт в качестве причины, порождающей религию или – того результата, к которому приводит религиозная мотивация поведения индивидов и групп.
Согласно Марксу в классовом обществе религию питает социальный антагонизм, порождаемый частной собственностью на средства производства. Классовая борьба пронизывает все области жизни таких обществ, борьба между господствующим меньшинством и эксплуатируемым бесправным большинством. Для поддержания системы, построенной на неравенстве и эксплуатации человека человеком, помимо принуждения необходима идеологическая опора, необходимо, чтобы идеи господствующего класса стали господствующими идеями и представляли частный, эгоистический интерес господствующих классов в качестве всеобщего интереса. Религия в классовом обществе является идеологией, оправдывающей существующий строй, т.е. служит инструментом в руках господствующих классов, затушёвывая классовые противоречия и примиряя обездоленных с их участью, мешая развитию классового сознания, проповедуя идею классового примирения.»[1]
К. Маркс, как глубокий мыслитель, смог взглянуть на религию с позиции социолога для выявления функций религии в обществе. Кроме того, он принял за отправную точку анализа, не религию своего времени, а формирование христианской религии со времени её основания до современности.
Хотя Маркс исследовал только одну из мировых религий он смог вывести основные функции пригодные для всех (мировых) религий. Рассмотрим их:
1. Поддержание стабильности в обществе – как полнофункциональный государственный аппарат, вернее сказать, во времена, когда общество было высокорелигиозным, религия была государством в государстве: со своей армией, полицией (инквизиция), судом (церковный суд), исполнительной властью (местные приходы), законодательной (синод) и своим правителем (Папа).
2. Идеологическая – обоснование классовых противоречий в обществе и сохранение социальной стабильности, при помощи церковных догматов. Увод от действительности, обещание посмертного воздаяния за нужду и невзгоды при жизни.
3. Защитная – надзор за чистотой религии, подавление ереси внутри религиозной группы. Предотвращение проникновения других религий в общество, недопущение ассимиляции религии. И как следствие этого – дисбаланс общества.
Вот основные функции, которые прослеживаются во всех религиях. Маркс, так или иначе, упомянул их в своих трудах.
Другие материалы:
Проблема соотношения материального и духовного в обществе
Принципиальное отличие общества от всех физических систем обусловлено тем, что социальная реальность включает в себя не только материальные, но и духовные компоненты. Какова зависимость между материальным и духовным в обществе — это специ ...
Анализ рядов динамики
Важной задачей статистики является изучение явления во времени. Для решения этой задачи необходимо иметь данные по определенному кругу показателей на ряд моментов времени, следующих друг за другом.
Ряд расположенных в хронологической пос ...
Алкоголизм в России, как угроза национальной
безопасности
Алкоголизм - злоупотребление алкоголем. Принято выделять бытовое пьянство (без знаков привыкания), хронический алкоголизм, алкогольные психозы (острые - белая горячка и хронические - алкогольный бред давности, Корсаковский психоз, хрониче ...