Понятие духовно-нравственной безопасности РоссииСтраница 2
2. Распространенность в обществе определенных реально функционирующих морально-этических представлений, принципов и норм (гражданственности, патриотизма, эгоизма, коллективизма, индивидуализма и т.п.).
3. Состояние национального сознания (уровень и характер этнонационального единства, этноцивилизационная идентичность, этнический и общенациональный патриотизм и т.п.).
Итак, духовно-нравственная безопасность предполагает сохранение фундаментальных духовных, нравственных ценностей и традиций, воспитание способностей эффективно преодолевать любые внешние угрозы, исходя из своих национальных интересов. Так, национальные интересы России в области духовной жизни, культуры и науки заключаются в духовном обновлении общества, сохранении его нравственных ценностей, утверждении в обществе идеалов высокой нравственности, патриотизма и гуманизма, развитии многовековых духовных традиций Отечества.
Особая роль в духовной и нравственной жизни общества принадлежит религии. Религия является одной из древнейших форм культуры. Она является одним из наиболее устойчивых общественных институтов. Религиозные верования разнообразны. Мировые религии (христианство, ислам, буддизм), наряду с национально-государственными, охватывают своим влиянием большинство верующего населения земного шара. Процесс формирования религиозных систем продолжается и в наши дни. Он характеризуется ослаблением влияния и авторитета традиционных форм религии и появлением значительного числа новых религиозных движений, организаций, обществ.[6]
В этом плане следует заметить, что Россию в последнее время буквально захлестнула волна всевозможных религиозных культов и сект.
Культ, в общем виде, – это те или иные мистические практики или богослужения (религиозные культы), либо круг людей, объединенных чрезмерной привязанностью, преданностью и поклонением некоторой фигуре, тенденции, художественной или интеллектуальной программе, практически всегда сопровождающейся явными или скрытыми ритуалами.
Секта – это организация или группа лиц, замкнувшихся в своих интересах (в том числе культовых), не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им. Религиозная секта – это обособленная группа верующих, отошедших от той или иной Церкви. В настоящее время термин «секта» применяется и к тоталитарным сектам, в основе которых – культ вождя, безоговорочное подчинение рядовых членов руководству организации, а также к сатанинским культам различных течений. Члены секты превращаются в рабов, лишенных друзей, близких, личного имущества, — всего того, что необходимо для выхода из секты. Тоталитарные секты строятся вокруг тоталитарного лидера. Эти организации целенаправленно подрывают физическое и психическое здоровье своих членов, меняют их самосознание, обрывают их связи с близкими и родными. Члены секты, также как и наркоманы, не живут долго, они рано умирают от различных болезней, либо кончают жизнь самоубийством. Целью всех тоталитарных сект – не только завербовать ничего не подозревающих людей, но и прийти к власти в государстве. Они не стремятся к немедленной прибыли; они вкладывают средства, наращивают свое влияние и готовятся к захвату власти. Поэтому они опасны не только для отдельных людей, но и для всей страны в целом.[7]
К наиболее известным тоталитарным сектам, действующим на территории России, можно отнести следующие группы и организации: церковь унификации (мунистов); церковь сайентологии (дианектика, Хаббард-колледжи, Нарконон); церковь Сатаны, международное общество сознания Кришны; «Свидетели Иеговы»; «Аум Синрикё», «Белое Братство», «Дети Бога» («Семья любви») и ряд других.
Борьба с сектами – задача всего общества. Наша страна традиционно многоконфессиональна; всю ее историю люди, исповедующие различные религии, жили бок о бок друг с другом, с уважением относясь к праву соседа веровать по-своему, свободно и сознательно выбирать свои религиозные убеждения. Этого права стремятся лишить человека тоталитарные секты.
В секту чаще всего попадают молодые люди, которые не имеют духовного опыта, духовно-нравственных знаний. Поэтому для противодействия сектам необходимо всемерно повышать духовно-нравственную культуру общества. Духовно-нравственная культура – это особая сфера и форма деятельности, это необходимое условие существования всего общества.
Большинство граждан современной России осознают необходимость духовного и нравственного возрождения. История распада СССР наглядно показала, что вся военная и экономическая мощь страны – ничто, если общество не способно защитить себя от агрессии в духовно-нравственной области. В связи этим нельзя не отметить тот факт, что духовный климат в российском обществе в целом стал изменяться к лучшему. Среди знаковых перемен — строительство храмов и часовен, распространение духовной литературы.
Другие материалы:
Проблемы инвалидности и пути их решения в разных странах в XVIII-XIX в.в.. Гуманистический
подход к призрению и помощи инвалидам в западных странах
Как известно, XVIII в. для многих западных стран ознаменовался сильным влиянием идей просвещения, исходивших из Франции. Начали распространяться гуманистические идеи, которые по преимуществу носили филантропический характер. Идеи гуманизм ...
Проблемы и направления социальной
политики в России в ходе экономических реформ
В период реформ по состоянию социальных проблем население судит о самих реформах, поэтому роль государства здесь .возрастает.
В силу целого ряда причин на начальном этапе реформ в России социальные вопросы были отодвинуты на второй план, ...
Общая характеристика молодежи. Социальный портрет
молодежи
По данным переписи населения, молодежи от 14 до 30 лет в РФ насчитывается 34,4 млн. человек, или 23,4% населения. За прошедшее после предыдущей переписи время (1989 г.) численность молодежи сократилась на 8 млн. человек, и эта тенденция р ...