SocioDone

Социология: современные тенденции

Качество жизни общества
Страница 2

Конкретизируя это принципиальное положение применительно к нынешнему состоянию населения России, качество жизни россиян следует рассматривать как качество жизни коллективного субъекта, агрегатированное из качеств жизни каждого гражданина. Это "всеобщее" качество жизни требует улучшения во всех аспектах и должно измеряться и оцениваться по объективным и субъективным показателям по отношению к целевому критерию (эталону), ориентированному на реальную перспективу социально-экономического развития страны.

Кроме того, человеческая жизнь понимается как процесс, реализующий, с одной стороны, генетически заданное сохранение, развитие и репродукцию человека, и, с другой стороны – генерируемую самим человеком целевую трансформацию внешних объектов и самого себя. Этот процесс происходит в природной, антропогенной и социальной средах путём сложного, в том числе конкурентного, взаимодействия с разными объектами и субъектами, "населяющими" эти среды.

Поэтому качество жизни определяется, прежде всего, присущими определённому человеку (или социуму) внутренними возможностями осуществлять жизненные процессы – жизненным потенциалом. Вторым фактором качества жизни являются процессуально-результативные характеристики жизнедеятельности по отношению к имеющимся у людей потребностям, интересам, ценностям и целям. Третьим фактором качества жизни выступают внешние возможности, т.е. свойства окружающих сред, объектов и субъектов. Они должны быть такими, чтобы жизненные функции первой направленности могли осуществляться, безусловно, а функции второй направленности имели бы значимую вероятность достижения целей для людей, которые хотят это сделать и готовы приложить для этого необходимые усилия.

Из сказанного вытекает определение понятия "качество жизни", положенное в основу разработки номенклатуры показателей: качество жизни человека (индивида или социума) – это оценочная категория жизни человека, обобщённо характеризующая параметры всех составляющих его жизни: жизненного потенциала, жизнедеятельности и условий жизнедеятельности (инструментов, ресурсов и среды) по отношению к некоторому объективному или субъективному эталону.

Таким образом, качество жизни населения определяется жизненными потенциалами общества, входящих в него социальных групп, отдельных граждан и соответствием характеристик процессов, средств, условий и результатов их жизнедеятельности социально позитивным потребностям, ценностям и целям. Проявляется качество жизни в субъективной удовлетворённости людей самими собой и своей жизнью, а также в объективных характеристиках, свойственных человеческой жизни как биологическому, психическому (духовному) и социальному явлению.

Принципиально новым по отношению к другим трактовкам качества жизни является введение в это понятие новой составляющей – "жизненного потенциала" людей (индивида или социума). Жизненный потенциал представляет собой ядро жизнедеятельности.

Субъективно этот потенциал проявляется у человека в ощущении своей силы, в желании активно действовать, в чувстве радости от самого факта своей жизни. И это – базовый компонент качества жизни, основа всех потребностей и ценностей как биологических, так и духовных.

Элементы жизни, которые следует учитывать при построении номенклатуры показателей качества жизни, включают в себя, помимо самого носителя жизни – человека, процессы его жизнедеятельности и их результаты, а также среду, инструменты, ресурсы.

Человек представляет собой "сплав" биологического объекта (организма) и субъекта. Свойства субъекта суть психологические факторы, на базе которых "наращиваются" духовные и культурные свойства индивида. Все это относится и к множеству людей, образующих социум – коллективный субъект.

Среда в целом состоит из трёх сред – природной, антропогенной и социальной. Под инструментами понимаются используемые людьми технические устройства, технологии, информационные средства. Ресурсы – это элементы среды, необходимые для жизнедеятельности организма и для созидательной деятельности людей.

В соответствии с этой методологией прежде всего была разработана классификация показателей, которые могут быть использованы для измерения и оценки качества жизни.

Классификация многомерна и построена по разным основаниям.

1. По виду области мира, к которой относятся оцениваемые объекты и явления, показатели делятся на материальные, информационные и психологические.

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

Исследование деятельности Благовещенской городской молодежной общественной организации «Т.Е.М.А.» в рамках социальной работы с молодежью. Деятельность Благовещенской городской молодежной общественно
Благовещенская городская молодежная общественная организация «Т.Е.М.А.», именуемая в дальнейшем "Организация", является независимым общественным объединением, созданным на основе совместной деятельности для защиты общих интересо ...

Выбор партнеров
Согласно обычаю заключения браков они делятся на эндогамные и экзогамные. При эндогамии выбирается только из той группы, к которой относится сам вступающий в брак. Экзогамия предполагает выбор брачного партнера в чужой группе. Одним из к ...

Гипотеза происхождения опытной науки. Проблемы приложения опытного знания.
Наука возникает в рамках единого процесса раскрепощения социальной формы, который начался в Европе в 14 – 15 веках и характеризовался складыванием национальных государств, реформацией, возникновением капиталистических отношений индустриал ...