SocioDone

Социология: современные тенденции

Глобальные проблемы

Наконец, существуют еще глобальные проблемы, хотя после того, как отшумели доклады Римского клуба, о них стали говорить меньше. Но проблемы-то остаются! Растет мировое население, которое уже сегодня потребляет 40% существующей на Земле биомассы. При ожидающемся вскоре удвоении численности населения будет потребляться 80% продукта фотосинтеза". Загрязнение окружающей среды, исчезновение невозобновляемых ресурсов, выброс углекислого газа в атмосферу, что обещает в не столь отдаленном будущем потепление мирового климата, - все это продолжается, и серьезных попыток как-то переломить данные тенденции не заметно. Хотя комиссия ООН, возглавлявшаяся известным норвежским политиком Гру Харлем Брутланд, недавно разработала концепцию устойчивого развития, согласно которой от затрат на восстановление окружающей среды необходимо переходить к стратегии принципиального отказа от разрушения природы на базе новых, "чистых" технологий, концепция эта пока в общем осталась на бумаге.

Практически все перечисленные негативные тенденции связаны с неуклонным ростом того, что называют consumerism, потребительство. Достаточно только включить телевизор - неважно где, в Нью-Йорке, Москве или Сан-Паулу, - чтобы ощутить, в чем состоит основной нерв современной жизни. Она идет пока явно вопреки предсказаниям постиндустриальных теорий: знание не только не замещает товарные отношения, но и само во все большей степени становится товаром.

В США в одном только 1997 г., по оценкам специалистов, национальный бизнес потратил на маркетинг, главным образом на рекламу, 140 млрд. долл. - огромная сумма (2% ВВП), примерно равная инвестициям в НИОКР, израсходована на то, чтобы убедить людей купить тот или иной товар, и побольше". А в глобальном масштабе транснациональные корпорации тратят на рекламу порядка половины тех средств, которые во всем мире расходуются на образование". Мир компьютеров, роботов, точнейших приборов вместе с тем заражен вирусом приобретательства, лихорадочной погони за прибылью и становится все более хаотичным, неуправляемым. Интересно, что уже сам Даниел Белл предчувствовал такой поворот. Сравнивая "космологические принципы" доиндустриального, индустриального и постиндустриального миров, он определял для второго из них принцип "рациональности и прогресса", а для третьего . "страх и трепет (fear and trembling)"'.

Чем объяснить такое несоответствие между логикой проекта и действительностью? Думается, происходит то, что не раз происходило в истории: технологические достижения в очередной раз обгоняют политические институты, социальные отношения и уровень общественной морали, в свое время появилось искушение использовать достижения индустриальной эпохи для узких властных целей - результатом были две мировые войны и разного рода тоталитарные режимы. Сегодня электронные технологии служат идолу всемирной товарно-потребительской ярмарки, "раскручивание" которой чревато серьезными издержками. Иначе говоря, должно пройти какое-то время, когда возникнут социальные отношения, институты, менталитет, более адекватные новым технологическим возможностям. Проблема в том, что период адаптации может длиться долго, а "муки родов" оказаться весьма болезненными.


Другие материалы:

Синергетический подход в современном познании, основные принципы
· Наука имеет дело с системами разных уровней организации, связь между ними осуществляется через хаос · Когда системы объединяются, целое не равно сумме частей · Общее для всех систем: спонтанное образование, изменения на макроскопическ ...

Современные цивилизации.
Сейчас, как и много веков назад, человечество представлено двумя основными типами цивилизаций, уходящими своими корнями в далёкое прошлое. Первый тип цивилизаций – традиционные общества. Они берут свое начало в древневосточной цивилизац ...

Анализ научной литературы
В процессе изучения научной литературы особое внимание уделялось информации о современном положении в обществе лиц с ограниченными возможностями. Также мною были затронуты правовые аспекты и роль физического воспитания для инвалидов. ...