SocioDone

Социология: современные тенденции

Образование как один из основных социальных институтов
Страница 1

Информация о социологии » Образование как объект социологического исследования » Образование как один из основных социальных институтов

Социология образования – раздел социологической науки, который изучает закономерности функционирования образования как социального института (функции в обществе, взаимосвязь с другими институтами, социальную политику в области образования, ценностные ориентации специалистов, образовательные системы и структуры, отношение к образованию различных социально-демографических групп, вопросы управления и кадрового обеспечения образовательных учреждений и т. п.).

Основы социологии образования были заложены Э. Дюркгеймом и М. Вебером, исследовавшими социальные функции образования, его связь с экономическими, политическими процессами.[1] Позднее Т. Парсонс предложил изучение образования как института социализации, а учебных заведений – как социальных систем.[2]

Нормальное функционирование любого современного общества невозможно без полноценной системы образования. Образование давно уже стало одним из первостепенных факторов экономического развития, важным инструментом политики любого государства.

Институт образования относительно самостоятелен и вместе с тем оказывает сильное, если не решающее воздействие на развитие общества. Образование выходит на первое место по числу занятых преподавателей и учащихся, студентов, в сравнении с народным хозяйством. XX век в первую очередь называют веком образования. Оно интегрирует вокруг себя другие общественные системы (экономику, науку, культуру, экологию), предопределяя не только перспективы развития общества, но и деятельность каждого отдельного человека. По большом счету, в цивилизованном обществе, если исключить крайности протекционизма, судьба человека, его биография и карьера зависят от двух основных факторов – здоровья ч качества полученного образования.

Четко просматривается одна интереснейшая закономерность: Чем более развита страна, тем больше критики в адрес ее системы образования. В настоящее время о необходимости реформирования образования идет речь во всех продвинутых странах Проблемы национального образования становятся приоритетными в программах многих политических лидеров К примеру, Дж. Кеннеди, Д. Буш вошли в американскую историю как президенты, много сделавшие для национальной системы образования. Можно напомнить и о том, что самый первый Указ, подписанный Б. Н. Ельциным, назывался « Об образовании».

Образование как система – это уникальный социальный институт, призванный развивать и преумножать человеческий капитал, формируя идеи, социально-значимые идеалы, мировоззренческие позиции, надежды, конструирующие как будущее общество в целом, так и судьбу отдельных людей. Образование – это система проектирования будущего.[3] В этой связи встает вопрос, какого будущего? Ответ может иметь два крайних варианта:

1 вариант – образ будущего общества жестко оценивается и задается его сегодняшними идеологами. Система образования в данном случае является институтом по формированию членов этого будущего общества.

2 вариант – будущее общество конструируется социальной практикой самодеятельного и свободного народа Система образования здесь имеет вариативный характер, предстает как система вариативного обучения, развивающего образования для жизни в неопределенном обществе, в котором надо отвечать и за себя, и за страну. Задача общества сводится к тому, чтобы последующие поколения были более образованными, чем предыдущие.

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Личность и общество
Социологический взгляд на личность. Структура личности. Изучение личности является одним из основных направлений в социологии. Это связано с тем, что общество и другие группы, которые изучаются в социологии, состоят из отдельных личносте ...

Зависимость социальной успешности от степени социализации
Проведенный теоретический анализ позволил прийти к единственному пониманию карьеры, которое применимо к термину «предпринимательская карьера» в малом бизнесе – это не служебное должностное продвижение, а развитие профессионализма и социал ...

Анализ системы подготовки специалистов по социальной работе в России. Общая характеристика системы подготовки кадров по социальной работе
Центральным понятием в системе профессиональной социальной работы является понятие "социальное образование", которое включает множество взаимосвязанных компонентов: социальное образование как ценность, как система, как процесс, ...