SocioDone

Социология: современные тенденции

Взаимосвязь функций семьи.
Страница 2

Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность иметь детей, ра­стить и воспитывать их. Без удовлетворения этой потреб­ности человек, как правило, не чувствует себя счастливым. И это не случайно. Если супружество пробуждает в лю­дях новые силы и новые чувства, то появление детей пре­ображает супругов. В них пробуждается родительская лю­бовь и развивается целая гамма связанных с нею чувств, которые только и могут появиться с рождением детей: у женщины — материнство, у мужчины — отцовство.

А в чем суть общесемейных интересов, связанных с ре­продуктивной функцией? Они имеют отношение, прежде всего, к числу детей. Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия для формирования пол­ноценного семейного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстанов­ку для успешного выполнения семьей воспитательной функ­ции. В семье, где один ребенок, все сильно усложняется. И это понятно. В семье, где несколько детей, коллектив создается самой жизнью; здесь есть с кого брать пример, есть за кого отвечать, есть наставники и подопечные. В такой семье идет активное взаимовоспитание детей, в жиз­ни каждого ребенка естественным образом воспитываются коллективизм, сопереживание, солидарность, чувство това­рищества и дружбы, любовь к брату или сестре.

Итак, семья — единственный и незаменимый производи­тель самого человека, продолжения рода. Семья участвует в общественном производстве средств к жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это, вместе взятое, составляет экономическую функ­цию семьи. Продолжительное время ошибочно утверждалось, что социалистические преобразования ведут к отмиранию не­посредственного участия семьи в производстве средств к жизни, что ее участие в общественном производстве долж­но сводиться только к тому, чтобы взрослые члены труди­лись на государственных предприятиях и таким образом обеспечивали материальную основу существования. Такой левацко-ущербный подход в настоящее время пересмотрен. Опыт семейного подряда, участие семей в кооперативной деятельности, индивидуальная трудовая деятельность, раз­витие семейного садоводства и подсобных хозяйств вносят заметный вклад в производство материальных благ, в улуч­шение благосостояния семьи, расширяют ее воспитатель­ный потенциал.

Влияние экономической функции на взаимоотношения в самом семейном коллективе может быть двояким: спра­ведливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами, старшим и младшим поколениями, как правило, благоприятствует укреплению супружеских от­ношений, нравственному и трудовому воспитанию детей. При несправедливом распределении домашних обязанно­стей в семье, когда они взваливаются в основном на жен­щину, мужчина выступает в роли «патриарха», а дети - лишь в роли потребителей, влияние, безусловно, будет не­благоприятным.

С экономической функцией тесно связана проблема уп­равления семьей, то есть вопрос главенства в семье. Как уже отмечалось, советской семье все меньше присущи чер­ты единовластия. Семьи, где мужу принадлежит безраз­дельная власть, встречаются редко, зато появились семьи, где главой является жена. Здесь в руках матери (в силу различных причин, иногда весьма существенных) сосредо­точен семейный бюджет, она основной воспитатель детей, организатор досуга. Такое положение тоже нельзя считать нормальным: на плечи женщины взваливается непомерная тяжесть, детям она не может заменить отца, в семье нарушается психологическое равновесие. Для большинст­ва семей характерно примерно равное участие супругов в управлении домашним очагом. Конечно, это самый про­грессивный принцип семейного управления. При этом ра­венство супругов должно быть примерным, в тех вопросах, в которых более компетентна жена, ей должно принадле­жать первенство, а в ряде других вопросов право решаю­щего голоса может принадлежать мужчине. К этому надо стремиться каждой семье.

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

О. Конт – родоначальник социологической науки
Расширить и углубить представление о социологии как науке помогает изучение истории ее становления и развития. Естественно возникает вопрос: когда и при каких условиях она возникает, что послужило побудительным толчком для формирования но ...

Процесс обучения социальным ролям
Каждый индивид в течение своей жизни обучается исполнять самые разные роли: ребенка, ученика школы, студента, отца или матери, инженера, организатора на производстве, офицера, члена определенного социального слоя и т.д. Ролевое обучение и ...

Прогнозы на дальнейшее развитие демографических процессов
Исходя из характера демографических процессов последнего десятилетия, а также демографических предпосылок более ранних лет, можно сделать прогнозную оценку основных тенденций развития демографической ситуации в стране на перспективу. В ос ...