SocioDone

Социология: современные тенденции

Коммуникация между людьми и её виды
Страница 2

Таблица 1. Типология коммуникации (общения)

Основание разделения

Вид общения

Краткая характеристика

1. Используемые знаковые системы

Вербальная

Устная или письменная речь, т.е. общение с использованием словесных знаков.

Невербальная

Визуальные (воспринимаемые зрительным анализатором), аудиальные (воспринимаемые слуховым анализатором – пара- или экслингвистические), тактильные (связаны с прикосновением, осязательные) и ольфакторные (воспринимаемые обонятельными нализатором) бессловестные способы. общения

2. Характер связи общающихся

Непосредственное

Контакт «с глазу на глаз», «лицом к лицу».

Опосредованное

Контакт при помощи письменных или технических средств, отдаляющих во времени или в пространстве получение обратной связи между участниками.

3. Количество участвующих в общении

Межперсональное

Непосредственные контакты людей в постоянных группах или парах.

Массовое

Множество контактов незнакомых людей, опосредованных различными средствами массовой информации.

4. Значимость социальных ролей

Межличностное

Стиль общения определяется уникальностью индивидуальных качеств личности, а социальные роли второстепенны.

Ролевое

Стиль общения диктуется исполняемой социальной ролью, а личностные качества вторичны.

5. Отношение к другому человеку

Монологическое

Субъект-объектное, при котором субъект общения (лицо, обладающее активностью, осознанными целями или правом их реализации) связывает реализацию своих целей с партнером, рассматриваемым им как объект общения (лицом пассивным, имеющим цели менее важные, чем цели субекта). Выделяют две разновидности монологического общения – императив и манипуляцию.

Диалогическое

Субъет-субъектное, при котором субъект общения связывает реализацию своих целей с равноправным участником взаимодействия (субъектом) и заключающееся во взаимосвязанном познании, самопознании и саморазвитии партнеров.

6. Направленность на задачу

Деловое

Общение направленно на дело, на результат.

Личное

Общение направленно на удовлетворение личностных потребностей.

Следует пояснить, почему императив и манипуляция объединены под общей рубрикой «монологическое общение». Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам собой. Он увлечен своими целями и задачами, он не видит истинного собеседника, игнорирует его. Он проецирует на них свои взгляды, предубеждения, установки, т.е. видит самого себя. Человек ведет монолог с самим собой, глядя на окружающих людей как в отражения своих недостатков, желаний, потребностей, чувств.

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

Виды социологического знания
Как и многие науки, социология развивалась в двух основных направлениях: фундаментальном и прикладном. Первое направление, называемое еще и макросоциологией, включает в себя проблемы социально-философского осмысления наиболее общих вопрос ...

Р. Дарендорф «Элементы теории социального конфликта»
Само исходное состояние структуры, т. е. выявленный каузальный фон определённого конфликта образует первый этап проявления конфликта. На основе существенных в каждом случае структурных признаков в данном социальном единстве можно выделить ...

Система образования в России
К концу 50-х гг. наша страна располагала одной из лучших в мире систем среднего, профессионального и высшего образования. Она занимала второе место в мире по численности студентов на 10 000 человек населения. Благодаря созданному интелл ...