SocioDone

Социология: современные тенденции

Коммуникация между людьми и её виды
Страница 2

Таблица 1. Типология коммуникации (общения)

Основание разделения

Вид общения

Краткая характеристика

1. Используемые знаковые системы

Вербальная

Устная или письменная речь, т.е. общение с использованием словесных знаков.

Невербальная

Визуальные (воспринимаемые зрительным анализатором), аудиальные (воспринимаемые слуховым анализатором – пара- или экслингвистические), тактильные (связаны с прикосновением, осязательные) и ольфакторные (воспринимаемые обонятельными нализатором) бессловестные способы. общения

2. Характер связи общающихся

Непосредственное

Контакт «с глазу на глаз», «лицом к лицу».

Опосредованное

Контакт при помощи письменных или технических средств, отдаляющих во времени или в пространстве получение обратной связи между участниками.

3. Количество участвующих в общении

Межперсональное

Непосредственные контакты людей в постоянных группах или парах.

Массовое

Множество контактов незнакомых людей, опосредованных различными средствами массовой информации.

4. Значимость социальных ролей

Межличностное

Стиль общения определяется уникальностью индивидуальных качеств личности, а социальные роли второстепенны.

Ролевое

Стиль общения диктуется исполняемой социальной ролью, а личностные качества вторичны.

5. Отношение к другому человеку

Монологическое

Субъект-объектное, при котором субъект общения (лицо, обладающее активностью, осознанными целями или правом их реализации) связывает реализацию своих целей с партнером, рассматриваемым им как объект общения (лицом пассивным, имеющим цели менее важные, чем цели субекта). Выделяют две разновидности монологического общения – императив и манипуляцию.

Диалогическое

Субъет-субъектное, при котором субъект общения связывает реализацию своих целей с равноправным участником взаимодействия (субъектом) и заключающееся во взаимосвязанном познании, самопознании и саморазвитии партнеров.

6. Направленность на задачу

Деловое

Общение направленно на дело, на результат.

Личное

Общение направленно на удовлетворение личностных потребностей.

Следует пояснить, почему императив и манипуляция объединены под общей рубрикой «монологическое общение». Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам собой. Он увлечен своими целями и задачами, он не видит истинного собеседника, игнорирует его. Он проецирует на них свои взгляды, предубеждения, установки, т.е. видит самого себя. Человек ведет монолог с самим собой, глядя на окружающих людей как в отражения своих недостатков, желаний, потребностей, чувств.

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

Правовые аспекты для лиц с ограниченными возможностями
Исходя из правовых документов, все инвалиды имеют право на жизнь. Эти права, должны быть одинаковы для инвалидов, без каких бы то ни было исключений, национального или социального происхождения, материального экономического положения, рож ...

Социальная политика в современной России
В современной России государственная социальная политика ориентирована на подчинённость экономическим интересам и ее толкование как дополнения к экономической политике. Она осуществляется без учёта (либо недостаточного учёта) одобряемой о ...

Словарь
1. Позитивизм — 1. Доктрина, сформулированная О.Контом, согласно которой только истинное знание является научным, т.е. способным описывать и объяснять сосуществование, а также последовательность наблюдаемых явлений: и физических, и социа ...