SocioDone

Социология: современные тенденции

Коммуникация между людьми и её виды
Страница 1

Первоначальное значение термина «коммуникация» (от лат. communication – путь сообщения) с течением времени несколько изменилось и в настоящее время переводится с романских языков (communication) как сообщение, процесс передачи информации.

Например, в «Большой советской энциклопедии» дается следующее определение: «Коммуникация, общение. Обычно коммуникация определяется как "передача информации" от человека к человеку. Общение может осуществляться как в процессе любой деятельности, например производственной, так и при помощи специализированной формы — речевой деятельности или другой деятельности, использующей знаки». Такое определение не учитывает специфику именно человеческой коммуникации, которая подразумевает что:

1. Общение между людьми нельзя рассматривать лишь как отправление информации одним человеком и приём её другим. Каждая из сторон коммуникации является активным субъектом этих отношений, общение между людьми – это обмен информацией. В каждом коммуникативном процессе в единстве даны – деятельность, общение и познание.

2. Характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством знаков партнеры могут повлиять друг на друга, обмен информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера. Это не что иное как психологическое воздействие одного коммуниканта (участника коммуникации) на другого с целью изменения его поведения.

3. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий её (реципиент) «говорят на одном языке». Это важно потому, что реципиент и коммуникатор в процессе коммуникации постоянно меняются местами. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга.

4. В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Такие барьеры носят социальный или психологический характер – это могу быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые не только порождают разную интерпретацию тех же самых понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но и вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание.

Содержание конкретной коммуникации может быть чрезвычайно разнообразной: от утилитарного, бытового до научного, высокоинтеллектуального. Именно коммуникативные способности партнеров в основном обеспечивают эффективность общения. Если обмен информации происходит не «просто так», а ради достижения каких-то целей, удовлетворения каких-то потребностей, то коммуникация значима для её участников. Коммуникация в деловом общении – это всегда влияние, воздействие на партнера; в случае успеха коммуникации происходит изменение мыслей, чувств, отношений, представлений о мире у того, кому она адресована. Одно из актуальных определений коммуникации, учитывающее её специфику как процесса обмена информацией между людьми, дается в «Энциклопедии постмодернизма»: Коммуникация – смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия. Действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие, называют коммуникативными. Основная функция коммуникации – достижение социальной общности при сохранении индивидуальности каждого её элемента. Сегодня во многих психологических, социологических и философских работах коммуникация понимается как важнейший фактор совместной деятельности людей, предполагающий активность его участников. Существует несколько типологий коммуникации (Таблица 1).

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

Путь к науке: парадоксы самосознания науки и проблема соотношения теологии и науки.
Путь к науке Петров предлагает определить как нечто связанное с дисциплинарностью, которая впервые появилась у греков в форме философии, оторвалась от номотетической эмпирии, получив собственную опору в виде абсолютизированного текста Биб ...

Точечные оценки для средней и дисперсии генеральной совокупности
Обозначим через и σ2 среднюю и дисперсию генеральной совокупности. Возвратная выборка объема n может рассматриваться как совокупность n независимых случайных величин Xj, имеющих одно и то же распределение, совпадающее с генеральным ...

Проблемы малого предпринимательства в сфере туризма
На современном этапе развития экономики туризм становится все более значимым явлением в социальной и культурной жизни людей, превращается в массовый процесс международного масштаба. Туризм – это отрасль общественного производства, оказыва ...