Цивилизация и социальное развитие.Страница 5
Что касается понятия национальность, то оно означает принадлежность человека к той или иной нации. В большинстве стран мира национальность определяется не государственными органами, а самим человеком добровольно. Сегодня на Земле всё больше становится людей, родившихся от смешанных браков (т. е. от родителей разных национальностей), они вправе выбирать себе национальность любого из родителей. В подавляющем большинстве современных демократических государств каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность.
Учёные считают, что сегодня существует два основных направления, или тенденции, в развитии наций и межнациональных отношениях: Дифференциация и интеграция. Первая проявляется в естественном стремлении к саморазвитию, национальной самостоятельности, развитию национальной культуры, экономики, политики и т. д. Эту тенденцию ещё называют национальной.
Вторая тенденция (её принято называть интернациональной) ведёт к расширению связей между различными нациями, ломке национальных перегородок, развитию общения в сфере культуры, углубления экономических, политических, гражданских отношений, к восприятию всего лучшего, что создано другими народами.
Действие указанных тенденций прослеживается на протяжении всей истории человечества. Они способствуют прогрессу цивилизации, ибо ведут к развитию и расцвету народов: одна через внутреннее совершенствование, другая— путём взаимообогащения, обмена национальными ценностями, всестороннего сближения народов, укрепления взаимопонимания, доверия, дружбы и мира, а в конечном счёте обе тенденции благоприятно сказываются на развитии человеческой личности, на личностном становлении каждого человека.
Обращаясь к истории, можно заметить, что за время существования наций и народностей отношения между ними были нередко напряжёнными и даже трагическими. Так, русские земли испытывали на себе удары монгольских кочевников, немецких рыцарей, польских захватчиков. По Средней Азии и Закавказью огненным валом прокатились войска Тамерлана.
И сегодня, к сожалению, межнациональные конфликты не ушли в прошлое. Подтверждением этому служат недавние события в Югославии, в ряде территорий бывшего Советского Союза.
Особенно тяжёлые последствия вызывает национальное насилие— подавление или принижение нации, которые могут осуществляться в разных формах: это и ущемление прав нации, и запрещение или преследование её религии, культуры, языка, традиций и т. д.
Прогрессивные силы мира ведут напряжённый поиск путей выхода из многочисленных современных этнических кризисов. Если кратко охарактеризовать основные достижения в этом направлении, то можно сказать: передовой частью мирового сообщества осознана и признана ценность гуманистического подхода к этническим проблемам. Суть его состоит, во-первых, в добровольном поиске согласия (консенсусе), в отказе от национального насилия во всех его видах и формах, а во-вторых, в последовательном развитии демократии, правовых начал в жизни общества, в признании приоритета прав личности над правами государства и нации. Иначе говоря, обеспечение прав и свобод личности, независимо от национальной принадлежности, есть условие свободы любого народа. Такова основная идея современного цивилизованного подхода к решению национальных проблем.
Другие материалы:
Демографические проблемы и пути их решения в Российской Федерации. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации
В 1897 г., когда население Российской империи составляло 128,2 млн. человек, демографические прогнозы того времени отмечали, что при отсутствии войн и кризисов, общая численность населения России к середине XX в. может приблизиться к 350 ...
Социальная работа с женщинами, освобождающимися из мест лишения свободы. Развитие института социальной работы в пенитенциарной системе
Социальная работа с лицами, освободившимися из мест лишения свободы прямым образом предусматривает компетентную социальную работу в пенитенциарной системе, в частности по подготовки осужденных женщин к освобождению. Социальная работа в уг ...
Влияние условий жизни в детском доме на межличностные
отношения детей-сирот. Условия жизнедеятельности воспитанников в разновозрастных группах
Основное условие нормального развития – «включенность» ребенка в человеческие отношения и человеческое общение. Первой такой школой общения становиться семья, где дети с ранних лет усваивают целостную систему нравственных ценностей и идеа ...
