Что составляет сущность бихевиористского подхода к анализу поведения?
В рамках микросоциологического и психологического анализа поведения наибольшую известность приобрел бихевиористский подход (наиболее крупные представители — Э. Торндайк, Д. Уотсон, К. Лешли, Б. Скинер и др.). Его исходной предпосылкой служит признание взаимовлияния поведения (behaviour — поведение) человека и событий, происходящих в его окружении, связи поступков с тем, что происходит до и после них, а также влияния на его поведение непредвиденных обстоятельств. Здесь широко используется понятие вероятности для описания связи между изучаемым поведением и его предпосылками и последствиями. Считается, что поведение базируется на трех различных формах реакции человека на окружающую среду. Они таковы:
1) эмоциональная, или аффективная, основанная на чувствах и эмоциях;
2) компетентная, или когнитивная, базирующаяся на знании и размышлении;
3) прямое открытое реагирование по механизму: стимул — реакция.
Знание особенностей действия каждого звена этой трехкомпонентной структуры, считает Б. Скинер, дает возможность предсказать поведение человека, поскольку именно эти звенья представляют собой социально-психологические механизмы влияния социального окружения на поведенческие акты. Именно такой подход, пишет он, дает возможность понять, что «личность ответственна за свое поведение не только в том смысле, что она может быть осуждена или наказана в случае, если ведет себя дурно, но также и в том смысле, что ей можно доверять и восхищаться ее достижениями» [7; 41]. При таком подходе раскрывается решающая избирательная роль окружения в оформлении и поддержании поведения индивида, а это дает возможность смоделировать поведение человека в определенных условиях, т.е. разработать и применить на практике технологию поведения.
Другие материалы:
Пути совершенствования деятельности Благовещенской городской молодежной
общественной организации «Т.Е.М.А.» в рамках социальной работы с молодежью
Первый путь – развитие фандрайзинга.
Фандрайзинг (англ. Fundraising) – это процесс привлечения денежных средств и иных ресурсов организацией (преимущественно некоммерческой) с целью реализации определённого социального проекта или програ ...
Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении
Содержание работы социального педагога в соответствии с квалификационной характеристикой определяется ее педагогической направленностью. Это означает, что вся его профессиональная деятельность по сути представляет собой комплекс мероприят ...
Младший школьный возраст
У младших школьников, воспитанников учреждений интернатного типа, обнаружены специфические отклонения в развитии интеллектуальной и мотивационно - потребностной сфер психики. Они проявляются, в частности, в задержках развития внутреннего ...