SocioDone

Социология: современные тенденции

Что составляет сущность бихевиористского подхода к анализу поведения?

Информация о социологии » Экономические аспекты социального поведения » Что составляет сущность бихевиористского подхода к анализу поведения?

В рамках микросоциологического и психологического анализа поведения наибольшую известность приобрел бихевиористский подход (наиболее крупные представители — Э. Торндайк, Д. Уотсон, К. Лешли, Б. Скинер и др.). Его исходной предпосылкой служит признание взаимовлияния поведения (behaviour — поведение) человека и событий, происходящих в его окружении, связи поступков с тем, что происходит до и после них, а также влияния на его поведение непредвиденных обстоятельств. Здесь широко используется понятие вероятности для описания связи между изучаемым поведением и его предпосылками и последствиями. Считается, что поведение базируется на трех различных формах реакции человека на окружающую среду. Они таковы:

1) эмоциональная, или аффективная, основанная на чувствах и эмоциях;

2) компетентная, или когнитивная, базирующаяся на знании и размышлении;

3) прямое открытое реагирование по механизму: стимул — реакция.

Знание особенностей действия каждого звена этой трехкомпонентной структуры, считает Б. Скинер, дает возможность предсказать поведение человека, поскольку именно эти звенья представляют собой социально-психологические механизмы влияния социального окружения на поведенческие акты. Именно такой подход, пишет он, дает возможность понять, что «личность ответственна за свое поведение не только в том смысле, что она может быть осуждена или наказана в случае, если ведет себя дурно, но также и в том смысле, что ей можно доверять и восхищаться ее достижениями» [7; 41]. При таком подходе раскрывается решающая избирательная роль окружения в оформлении и поддержании поведения индивида, а это дает возможность смоделировать поведение человека в определенных условиях, т.е. разработать и применить на практике технологию поведения.


Другие материалы:

Обучение детей с сенсорными нарушениями и признание права аномальных детей на образование.
Изменение отношения государства и общества к лицам с умственными и физическими недостатками охватывает на Западе временной отрезок с конца XVIII до конца XIX в. За это вре­мя западноевропейские государства прошли путь от осознания воз­мож ...

Общие выводы и рекомендации
Хотя большинство не изъявило желания посещать различные художественные кружки, по моему мнению, они принесли бы пользу для студентов. Студентам стоит чаще посещать культурные мероприятия, такие как театральные постановки. Так как большинс ...

Сущность и основные направления социальной политики
Отличительной чертой современной рыночной экономики является ее социальная направленность. С одной стороны, развитие экономики позволяет осуществлять более многообразные и дорогостоящие социальные программы, а с другой - решение социальны ...