SocioDone

Социология: современные тенденции

Социальные группы. Типология социальных групп
Страница 2

Информация о социологии » Социальные группы и организации » Социальные группы. Типология социальных групп

На основе социально значимых критериев (пол, возраст, национальность, профессия, раса, место жительства, доход и т.п.) выделяются следующие группы:

— демографические (мужчины, женщины, дети, подростки, взрослые, старики);

— стратификационные (рабство, касты, сословия, классы);

— кровнородственные (клан, нация, народ, племя, раса);

— территориальные (горожане, селяне, выходцы из одной местности); иногда эти группы называют социальными общностями;

— формальные группы — организации (промышленные предприятия, кооперативы, банки, школы и т. п.);

— профессиональные и др.

По особенностям идентификации с группой выделяются ингруппы, аутгруппы, референтные группы.

Ингруппы — группы, члены которых расценивают друг друга как "мы". Для членов этих групп все остальные общности будут аутгруппами — "другими". Понятия ин- и аутгрупп важны потому, что самоотнесение каждой личности к ним оказывает существенное влияние на поведение индивидов в группах. Аутгруппы обычно воспринимаются индивидами в виде стереотипов, разделяемых ингруппой. Так, распространенными этностереотипами являются представления о том, что французы легкомысленны, англичане замкнуты, немцы дисциплинированы и жестоки. "Мы", как правило, добры, храбры, упорны, "они" — злы, глупы, трусливы. Рудольф Хесс, комендант Освенцима, где было уничтожено 700 тыс. евреев, назвал эту бойню "удаление чуждых расово-биологических тел". Ин- и аутгрупповая идентификация в данном случае привели к немыслимой жестокости и цинизму.

Референтные группы — означают реальную или условную социальную общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном. Иногда ингруппа и референтная группа совпадают — семья, этнос, друзья для подростка. Но может быть референтной и аутгруппа, например, рок-группа для своего фанатичного поклонника.

Помимо социальных групп социологи выделяют квазигруппы ("как бы" группы) — неустойчивые социальные образования, возникающие спонтанно. Они могут превратиться в группы, если в ходе взаимодействия между участниками будут устанавливаться отношения солидарности и контроля. К квазигруппам относят аудитории — сложные, неоднородные социальные образования с односторонним воздействием (оратор ® слушатели) со слабой обратной связью. Квазигруппой является толпа — временное собрание людей, объединенных в физически ограниченном пространстве общностью интересов. Толпа характеризуется следующими признаками: внушаемость, спонтанность поведения, основанная на эмоциях, анонимность и неуязвимость (в толпе отдельные ее члены чувствуют себя неузнаваемыми и неподконтрольными). Толпы можно разделить на несколько видов:

— случайная толпа, объединенная либо незначительной целью, либо бесцельным времяпрепровождением (например, толпа зевак, собравшаяся вокруг столкнувшихся автомобилей);

— обусловленная толпа — собрание людей, заранее планирующееся и относительно структурированное (например, толпа футбольных болельщиков на стадионе);

— экспрессивная толпа — собрание, организованное в целях личного удовольствия его членов (например, толпа на дискотеке, рок-фестивале);

— действующая толпа — это общность с экстремальными типами поведения (сборище линчевателей, восставших и т. п.), самый опасный вид толпы. Формами поведения действующей толпы являются массовые истерии (состояние всеобщей нервозности), слухи (сведения из неизвестных источников, распространяющиеся неофициально), паника (нескоординированные реакции участников толпы), погромы (коллективные акты насилия толпы против личности или собственности), бунты, мятежи, восстания.

Наиболее близким к устойчивым социальным группам видом квазигрупп являются социальные круги — свободные союзы, основанные на контактах с очень слабо установленной связью, лишенные устойчивых отношений между членами. Взаимодействие в них направлено почти полностью на обмен информацией. Выделяют следующие разновидности социальных кругов:

— контактные круги — возникают среди людей, постоянно встречающихся на стадионах, в транспорте, очередях;

— профессиональные круги (круги коллег) — члены этих общностей собираются для обмена информацией по профессиональному признаку;

— дружеские круги — приятельские компании, собирающиеся время от времени;

— статусные социальные круги - общности, образующиеся для обмена информацией среди индивидов, имеющих одинаковые или близкие статусы (например, бомонд, женский круг, круг бомжей и т. п.).

В социальных кругах формируется общественное мнение; кроме того, они могут стать основой для образования целерациональных активно действующих групп — организаций, а также социальных институтов.

Итак, социальная группа — своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом. Принадлежность к группе может быть реальной, осознаваемой и обозначаемой индивидом, но может и никак не осознаваться, а использоваться социологами в качестве критерия классификации людей по социальным категориям.

Страницы: 1 2 


Другие материалы:

Методология и методы социологического исследования
Сущность социологического исследования. Общественная жизнь постоянно ставит перед человеком множество вопросов, ответить на которые можно лишь с помощью научного исследования, в частности социологического. Однако не всякое исследование с ...

Генезис понятия «информационное общество»
Информационное общество является определенным этапом развития техногенной цивилизации. Сама техногенная цивилизация довольно поздний продукт человеческой истории. Ее формирование относится к XV-XVII столетиям в Европе с последующей экспан ...

Технологии медико-социальной работы с женщинами, подвергшимися насилию в семье
Медико-социальная работа это новый вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленный на восстановление, сохранение и укрепление здоровья.(20) Явля ...