Социология Г. Спенсера
Герберт Спенсер (1820—1903) — один из наиболее крупных представителей натуралистически-ориентированной социологии, часто называемой социальным дарвинизмом.
Идея о единстве законов, управляющих природой и человеком, под влиянием огромного скачка, который совершили к том времени естественные на в ХI в. была очень распространена. Спенсер рассматривает общество как единый организм, аналогичный биологическому организм Целостность общества обеспечивается его делением на две сосуществующие в нем системы — внешнюю и внутреннюю. Этот организм поддерживает равновесие, приспосабливается к окружающей среде и развивается. Спенсер считал, что развитие любого организма 1) тесно связано с его приспособлением к среде, то есть, в случае с обществом, к природе, и 2) предполагает в первую очередь дифференциацию его органов и функций, а, следовательно, и его постоянное усложнение.
Изменение общества, его постепенная дифференциация являются проявлением социальной динамики, при чем динамика понимается широко, так как включает не только состояния дисбаланса и развития, но и состояния относительной стабильности, когда процессы развития замедляются (практически останавливаются). Естественно, обществу присуща и статика, то есть институциональная структура, в которой Спенсер выделял церковные, политические, профессиональные, семейные, промышленные и «праздничные» институты общества. Понятие «эволюции» в социологической теории Спенсера играет важную роль при объяснении не только изменения общества в целом, но и индивидуальных, частных, личностных феноменов.
Спенсер выделял два типа общества:
1) военное, воинствующее, то есть основанное на принуждении и жестком социальном контроле
2) индустриальное, предоставляющее больше свободы своим членам за счет ослабления централизации и контроля.
В отличие от военного общества индустриальное характеризуется большей разнородностью, которая обеспечивает прогресс. Жесткий контроль и централизованное управление неблагоприятное для общества, так как они препятствуют его развитию и ограничивают свободу составляющих его индивидов. Хотя теория Спенсера и заимствовала некоторые идеи из эволюционной концепции Дарвина. Спенсер не считал, что жизнью общества управляет принцип «выживает сильнейший». Данный принцип, по мнению ученого, действовал лишь на примитивных стадиях развития общества. Для индустриального общества более характерен дух согласия, сотрудничества и альтруизма. Цели на этом этапе общественной жизни достигают силой убеждения, а не агрессией. Во второй половине ХХ в. интерес к концепции Спенсера возродился в связи с возникновением таких направлений социологии, как системный анализ и структурный функционализм. Хотя лишь незначительная часть идей Спенсера актуальна для современной социологической науки, в целом его влияние на возникновение указанных направлений недооценивать нельзя.
Другие материалы:
Терроризм.
Определение терроризма и его особенности
Современный терроризм обладает огромными финансовыми и экономическими возможностями, не контролируемыми ни государством , ни обществом. Он имеет собственную систему внутреннего управления и противодействия государству в интересах достижен ...
Анализ динамических рядов. Природно-экономическая характеристика Сухиничиского района
Сухинический район, один из центральных районов Калужской области. В центре района пересекаются железная дорога и автомобильная магистраль. Развитие поселка связано со строительством Московско-Киевской железной дорогой. Шоссейная дорога М ...
Легитимация культуры
Другой немаловажный аспект проблемы взаимосвязи между культурой и системой неравенства в обществе отражает уже упоминаемое выше понятие легитимации. Социальная стратификация как устойчивый и, фактически, универсальный элемент социальной ж ...