SocioDone

Социология: современные тенденции

Особенности преподавания социологии в высших учебных заведениях США. Основные аспекты социологического образования в США

Информация о социологии » Преподавание социологии в вузах США и Западной Европы » Особенности преподавания социологии в высших учебных заведениях США. Основные аспекты социологического образования в США

Институциализация социологического образования в США за последние десять лет вполне закономерно обратила внимание специалистов к своему опыту США, где преподавание социологии имеет давние традиции.

Можно, кажется, до бесконечности рассуждать, что хорошо и что плохо в американской системе социологического образования, но так и не приблизиться к существу вопроса, если не понять главного, что характеризует американскую социологию — чрезвычайно высокого уровня социологической культуры. Точно определить ее довольно сложно. Хотя очевидно, что она имеет, по крайней мере, два важнейших аспекта[5].

1) Чрезвычайно обостренное чувство социальной реальности.

Восприятие общества как живого процесса видоизменения социальных форм, за которым скрываются судьбы конкретных людей. Иными словами, к каким бы школам ни относился тот или иной американский социолог, он никогда не теряет из поля зрения «человеческое измерение» теоретической или эмпирической деятельности в области социологии, которая менее всего рассматривается им как наука об абстракциях. Назовем это «гуманистическим нервом» социологии.

2) Высокая степень управляемости общественными процессами

внушает социологам чувство повышенной ответственности, причастности к решению кардинальных проблем в области экономической, политической и духовной жизни.

В каком-то смысле американские социологи ощущают себя представителями «социальной медицины», т.е. предупреждают, диагностируют и лечат общественные недуги, а потому выступают исполнителями особой миссии, связанной с высоким общественным предназначением науки.

«Медицинский» подход к социологии требует от социологов подчеркнуто неформального, искреннего внимания к индивидуальным человеческим судьбам, биографиям, жизненным обстоятельствам, проблемам и трагедиям. По определению «гиппократовой клятвы» социологов, общее никогда не должно заслонять собой частное и индивидуальное.

Что же касается ярко выраженного нравственного измерения социологической культуры в США, то вполне ощутима его генетическая связь с протестантизмом, требующим повседневного симбиоза упорного труда, материального прогресса, веры и практической нравственности. Впрочем, веберовская концепция «протестантской этики» уже дала классическое описание этого исторического феномена.

Поэтому, как представляется, не столько теоретические новации и достижения, достаточно хорошо известные по многочисленным публикациям у нас, сколько аксеологическнй и сугубо этический фактор поднимают социологическую культуру в США на большую высоту. Именно там, человеческий фактор, так и не ставший у нас чем-то реальным, выстраивает логику научного исследования и практику преподавания.

Анализируя учебные планы и разработки, применяемые в американских университетах и колледжах, знакомясь с практикой преподавания, всякий раз убеждаешься, что ни с технической, ни с содержательной точки зрения система преподавания не заслоняет нравственного смысла социологической науки, ее гуманистического значения[6].


Другие материалы:

Государство, его признаки
Государство — важнейший институт политической системы общества. В политической науке до сих пор не достигнут консенсус по вопросу об определении понятия государства. Различные теории выдвигают на первый план один из аспектов социальной су ...

Жизненный цикл семьи. Аналогия с животным миром. Ухаживание. Новобрачное состояние.
Жизненный цикл семьи – это послед-ть фаз её развития, включая её рождение, рост, редукцию и распад. Как и у животного, у человека имеют место процессы ухаживания, спаривания, постройки гнезда, выращивания детей и освобождение их для самос ...

Социальные аспекты молодёжной миграции
После распада Советского Союза, а с ним и прекращения своего существования государственной программы «Молодежь», сложилась ситуация, когда эта самая молодёжь стала предоставлена сама себе. В современных реалиях социальные проблемы молодеж ...