Исторические корни структурной социальной работы
Взаимосвязь социальной работы с другими науками об обществеСтраница 2
Социальная сфера входит в число приоритетных сфер общества, определяющих основы развития жизненных сил человека, культуру его социальной жизни. В этой связи социальная защита и поддержка жизнедеятельности представителей различных групп населения становятся стратегически важными.
Многие страны пережили во второй половине XX столетия некий этапный период, который потребовал не только поисков эффективных форм экономического, политического и культурно-духовного развития общества, но и поиска новых средств социальной поддержки населения. В полной мере это можно отнести и к России, в которой в начале 1990-х годов произошла радикальная идеологическая и социально-политическая переориентация общественного развития. Это, в свою очередь, потребовало переосмысления противоречивого опыта социальной защиты населения советского периода, истории отечественной благотворительности, государственной социальной политики, существующих форм организации социальной поддержки «слабых» групп населения.
В этот период в России начинается процесс развертывания социальной работы как специализированного вида деятельности и соответствующей подготовки кадров. Изучение зарубежного опыта позволило увидеть тесную связь между спецификой социальных проблем, возникающих на определенном этапе развития общества, и формами социальной работы, направленными на разрешение этих проблем.
В этой связи очень важно знать, каково же сегодня общество, в условиях которого нужно осуществлять помощь человеку, нуждающемуся в поддержке, имеющему те или иные проблемы. Не менее важно знать и особенности человека как представителя определенной социальной группы (половозрастной, национально-этнической, профессиональной, социально-иерархической, социально-территориальной, имущественной, социально-классовой и др.). При этом мы должны опираться на достоверное научное знание, а не на отрывочные сведения, обыденные знания. В данном плане ключевое значение имеет развитие социологии.
Вторая половина XX века в социологии характеризуется не только появлением новых больших социологических теорий, модернизацией классических социологических парадигм («сорокинский», «веберовский», «парсоновский», «дюркгеймовский» ренессанс и др.), связанных не только с саморазвитием социологического знания, глубокой трансформацией общества на цивилизационном (формационном) уровне, но и активной разработкой среднеуровневых и отраслевых социологических теорий. Они помогают связать, соединить методологический, теоретический уровень социологии с эмпирическим.
Этот уровень современного социологического знания постепенно (уже во второй половине XX века) разделился на среднеуровневые теории проблемноориентированного характера (социология управления, социология преступности, социальной адаптации, социализации и др.) и отраслевые социологические теории (социология труда, политики, образования, искусства и др.), к которым близко примыкают так называемые «объектные» социологические теории (социология молодежи, социология семьи и др.) (рис 1)
Рис. 1
Деление этих среднеуровневых социологических теорий часто имеет достаточно условный характер, расплывчатые, нечеткие границы, но оно существует вполне определенно, аргументировано, явно в абсолютном большинстве случаев. Фактически оно стало общепринятым, несмотря на то, что дискуссии по этому поводу среди специалистов ведутся и сегодня как у нас в стране, так и за рубежом.
К числу новых среднеуровневых социологических теорий в последней трети XX столетия специалисты стали относить и социологическую теорию социальной работы
- социологию социальной помощи субъектам социальной жизни, попавшим в сложную жизненную ситуацию.
Социальная работа как явление общественной жизни, оформленная институционально, в современном виде возникла во второй половине XIX -начале XX веков. Она стала результатом усложнения жизнедеятельности человека и общества, развития гуманистических традиций социального бытия, следствием эволюции производства и социальной сферы, роста влияния последней, а также доли занятого в ней трудоспособного населения.
Со всей остротой как важнейшая проблема встал вопрос о выживании человека в новых социально-исторических и природных условиях его бытия. Это активизировало разработку проблем социальной работы, поиска адекватных ей социальных теорий.
Обычно отдельные теории концептуальных теоретических оснований социальной работы представляются в виде малых (частных) научных парадигм, совокупности которых могут составлять парадигму как традицию, общий подход в социальном мышлении. Но факт существования малых парадигм, «соперничающих» моделей социальной работы не может опровергнуть того, что существует и несколько фундаментальных традиций, которые могут доминировать при определенных социальных и научно-теоретических условиях. Так, например, по мнению М. Пейна, основная парадигма социальной работы в 1970-1980-х годах в США, Великобритании, опираясь на психоанализ и гуманистическую этику, превратилась в нечто самостоятельное, представляемое теориями и практикой психосоциальной работы. При этом шло активное формирование и «использование» и других парадигм.
Другие материалы:
О. Конт – родоначальник социологической
науки
Расширить и углубить представление о социологии как науке помогает изучение истории ее становления и развития. Естественно возникает вопрос: когда и при каких условиях она возникает, что послужило побудительным толчком для формирования но ...
Показатели бедности
Основные составляющие определения глубины и остроты бедности объединяются следующей формулой:
где Р
– общий показатель бедности;
а
– параметр, показывающий, о каком именно показателе бедности идет речь.
Используются также следующ ...
Выявление основной тенденции в развитии явления
Для выявления основной тенденции развития явления используются два способа: метод аналитического выравнивания и метод механического выравнивания. Метод аналитического выравнивания:
Таблица 2 - Вспомогательная таблица для расчёта коэффицие ...