SocioDone

Социология: современные тенденции

Теории лидерства. Три теории лидерства.
Страница 1

Лидерство в управлении » Теории лидерства. Три теории лидерства.

В современной социальной психологии существует три подхода к изучению лидерства. И я хотела бы проверить одну из них. Я выбрала «теорию черт лидера»

. Влияют ли черты личности лидера на его положение в группе (его статус) или его личностные качества не играют роли совсем? Этот вопрос меня очень заинтересовал.

«Теория черт лидера

» исходит из того, что лидерами люди рождаются. Ряд врож­денных свойств и характеристик индивида (сила и подвижность нервных процессов, экстравертированность, способность к эмпатии—сочувствию, ярко выраженные эвристические и интел­лектуальные способности), как утверждают сторонники этой теории, позволяют ему занять господствующее положение в любой ситуации и взять на себя роль ведущего, т. е. лидера.

В жизни имеется сколько угодно случаев, когда лица, отмеченные силь­ной волей, интеллектом и другими достоинствами, так и не стали лидерами. По данным Е. Дженнингс, почти в каждой группе есть члены, превосходящие лидеров по уму, способно­стям, однако они не имеют статуса лидера.

В 50-х годах «теорию черт лидера

» сменила концепция «лидерства как функции группы» (Р. Крачфилд, Д. Креч, Г. Хоманс), а также «теория лидерства как функции ситуации» {Р. Бейлс, Т. Ньюком, А. Харе).

Теория «лидерства как функции группы» исходила из того, что феномен лидерства есть результат внутригруппового разви­тия, все члены группы в той или иной степени участники этого процесса, а лидер—это член группы с наибольшим статусом, который наиболее последовательно придерживается норм и ценностей группы.

Третья точка зрения—«теория лидерства как функции си­туации» — в настоящее время самая распространенная. Наблюдения над тем, как одни и те же лица в разных группах могут занимать разное положение, играя в них различные социальные и межличностные роли (ребенок может быть лидером среди ребят своего двора и «отвергаемым» в классе; учитель может быть лидером в своем коллективе и «ведомым» в семье и т.д.), привели исследователей к выводу, что лидерство — это не столько функция личности или группы, сколько результат сложного и многопланового влияния различных факторов и ситуаций.

Подход к личности с точки зрения ролей, которые принимает она на себя, дал повод рассматривать различные факто­ры (ситуации) как моменты, с которых и начинается выдвиже­ние лидера. Отсюда и тезис, что специфика лидерства как функ­ции ситуации и роли заключается в том, что эту роль лидеру не «дают», а он ее «берет» сам (Н. С. Жеребова). Лидер—это тот, кто в определенной ситуации берет на себя большую ответ­ственность за выполнение групповых задач, чем все остальные.

В пределах одного школьного класса всегда можно выде­лить школьников, которым лучше других дается организация и проведение спортивных, культурно-массовых, общественно полезных, туристских и других мероприятий. Имеются случаи, когда в группе появляется универсальный лидер (он и самый подходящий капитан волейбольной команды, и самый лучший капитан команды КВН, только он может лучше других органи­зовать проведение вечера или выпуск стенной газеты, только с ним можно быть уверенным, что в походе быстро разобьешь палатки и т. д.). Однако, как правило, в различных ситуациях выдвигаются различные лидеры.

Еще в 50-х годах Р. Бейлс экспериментально выявил, что в каждой малой группе выдвигается как минимум два типа ли­деров: эмоциональный

и инструментальный

. Функция эмоцио­нального лидера—психологический климат в группе, забота об оптимальном урегулировании межличностных отношений. Обычно он выступает в роли арбитра, советчика. Инструмен­тальный лидер — тот член группы, который берет на себя ини­циативу в специфических видах деятельности (благодаря своей особой компетентности в тех или иных делах) и координирует общие усилия по достижению цели. К подобным выводам при­шли и другие американские исследователи. В советской лите­ратуре было отмечено, что, правильно понимая роль ситуации для проявления лидерства, американские исследователи, одна­ко, определяют саму ситуацию лишь как сумму неких психологических ожиданий группы. Если верно, что лидер должен пси­хологически соответствовать ожиданиям группы, то уже совер­шенно неправомерно сводить ситуации к психологическим состояниям (Л. Г. Сороковой).

Исследование лидерства, проведенное Н. С. Жеребовой, показало, что специфическая сфера деятельности (учеба, общественно-полезный труд, общественная работа, отдых) выдвигает своего инструмен­тального (или, что одно и то же, ситуативного) лидера. Такие же данные получены и в работе, выполненной под руководст­вом В. В. Шпалинского. При исследовании студенческих и тру­довых коллективов в большинстве случаев лидерами в четырех названных сферах оказались различные люди. Полное совпаде­ние лидеров в одном лице в ситуациях совместной работы, уче­бы, общественно полезной деятельности и отдыха наблюдалось только в единичных случаях. В этой связи заслуживает внима­ния определение лидера, данное Б. Д. Парыгиным: «Лидер— это член группы, который спонтанно выдвигается на роль не­официального руководителя в условиях определенной,

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Смысложизненные и этические предпочтения студентов
Таблица 1 Варианты ответов 1993 г. 1995 г. 1997 г. 1999 г. 1. Иметь хорошую профессию 2. Иметь хорошую семью, детей 3. Иметь много друзей 4. Встрерить большую любовь 5. Иметь много денег 6. Открыть свое дело, пр ...

Анкетирование
Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид опроса - анкетирование. Оно может быть групповым или индивидуальным. Групповым анкетированием называется опрос, применяемый в основном в организациях (места работы, учёбы и т ...

Взаимосвязь агрессии и насильственных преступлений
Насилие, словно проклятие, тяготеет над человечеством и отравляет жизнь индивида, семьи, религиозных и политических сообществ, народов и целых наций. Насильственное преступление, по мнению большинства людей, - безусловное зло. Но, к сожал ...