SocioDone

Социология: современные тенденции

Конструирование социальных технологий
Страница 2

Информация о социологии » Конструирование социальных технологий

• рассмотрение социальной сферы деятельности как очень сложной, динамичной, вероятностной системы отношений;

• определение и учет главной цели и частных задач социального воздействия, из которых вытекает выбор способов и средств их последовательного достижения;

• учет неизбежной ограниченности ресурсов на каждом этапе решения социальных целей и задач.

Суть следующего принципа конструирования и обеспечения технологичности заключается в гибком подходе к выбору методов и конкретных методик осуществления планируемых действий. Он подразумевает учет особенностей конкретного региона, культурных различий, традиций, специфики личности индивида, его тендерных и возрастных особенностей. Другими словами, выбор методов и конкретных методик должен осуществляться в соответствии с социальным, этническим, семейным и психологическим статусом индивида или группы. Этот принцип чаще всего называют принципом модальности. Принцип рациональности организации помощи человеку не в абстрактных (на уровне призыва любить ближнего) формах, а в форме планирования конкретных действий конкретных людей и организаций — это то, что отличает социальную программу от социальной технологии и позволяет социальной программе действовать, принося конкретный результат. Принцип рациональности — это принцип, делающий социальную технологию инструментом для достижения социально значимых целей. Понятие технологии подразумевает непрерывность в совершаемых действиях по достижению результата. Эта непрерывность обеспечивается соблюдением принципа перманентности. Действия, рассматриваемые как этапы технологии, безусловно, дискретны и дифференцируемы по своему содержанию: каждое из них обеспечивает некий промежуточный результат технологии. Но этот результат является в то же время исходной точкой для следующего технологического этапа. Технология не может быть прервана без того, чтобы перестать быть исходной, планируемой технологией, поскольку время также является элементом системы «социальная технология». Прерывание технологии автоматически лишает ожидаемого результата, хотя может обеспечить какой-либо иной результат (напомним, что при соблюдении принципа системности каждый этап технологии сам является технологией, или имеет планируемый результат).

Технологии человеческого взаимодействия как технологии, имеющие высокую степень субъективности (субъектности) содержания, при конструировании требуют соблюдения еще ряда принципов. В Полной мере это относится и к технологиям социальной работы вне зависимости от конкретной сферы их применения.

Личностный подход как принцип построения социальных технологий акцентирует внимание на человеке как на личности, индивидуальности. Человек есть единство уникального и универсального, биологического и социального, этничности и мировой культуры. Личностный подход предусматривает поиск возможной одаренности, потенциальных способностей, индивидуализацию в групповой работе, знание особенностей и этапов социализации. Взаимодействие между людьми должно строиться на принципах сотрудничества, добровольности и свободы выбора. Принцип аттракции подразумевает доверие к другому: к партнеру по взаимодействию, к клиенту. Только в этом случае можно говорить о достижении взаимопонимания между людьми. Принцип альтруизма предполагает отказ конструирующего и проводящего технологию от эгоистических, сиюминутных мотиваций во имя высших (в данном случае — социально значимых) целей.

При конструировании социальных технологий необходимо учитывать следующие факторы, соблюдать условия конструирования, обеспечивающие удовлетворение требований социальной ситуации:

• каждая технология должна содержать требование и критерий надежности результата. Эти критерии являются основными и безусловными при проектировании, конструировании и применении социальной технологии;

• технология должна удовлетворять требованиям безопасности для тех, кто ее применяет, для тех, кто ей подвергается, и для окружающей среды;

• все технологии, в том числе и социальные, предусматривают использование определенного количества ресурсов определенного уровня качества, поставляемых в определенные сроки и за определенную плату;

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Основные функции, методы работы, документация, права и обязанности школьного социального педагога
Социальный педагог выполняет большой объем работы. Его клиентами являются как ученики, так и их родители, их семья. Но в целом он выполняет следующие функции: 1. Образовательно-воспитательная , т.е. обеспечение целенаправленного педагоги ...

Домохозяйство как субъект рыночных отношений. Фирма. Государство
В современной системе хозяйствования все более значит. роль играет д.х. Д.х. оказывает огромное влияние на товарный, информационный и финансовый рынки. Д.х. является объективно необходимым, относительно самостоятельным хоз-щим субьектом. ...

Социальная защита сотрудников ОВД в УВД по Амурской области. Анализ мероприятий по социальной защите сотрудников в УВД Амурской области
Смысл и назначение социальной защиты личного состава состоит в том, чтобы с помощью нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических и организационно-технических средств осуществлять защиту и поддержку объективно ...