Становление общественного и частного призрения в
Российском государстве в XVIII – XIX
в.в. Государственно-административный подход к общественному и частному
призрению и помощи инвалидамСтраница 5
Полное воплощение эта идея получила при Александре I, когда убедились, что призрение для правительства — ноша чрезмерная, и без общественности не обойтись. Для того чтобы привлечь внимание жертвователей, самому делу призрения был придан статус национально значимого деяния. Не случайно к делу призрения были подключены члены императорской семьи в ранге высочайших покровителей. При этом учтены были и пожелания жертвователей, которые сводились к тому, чтобы любая помощь с их стороны была индивидуализирована, т.е. средства жертвователей не перечислялись на статью госбюджета, а направлялись на реализацию заявленной ими идеи и были именными (мы сейчас назвали бы это “адресной помощью”).
Стремясь не допускать пассивности общественности, Александр I включил призрение в сферу общественного самоуправления, оставив за правительством функцию общего руководства этим деликатным процессом. Александр I подписал закон, по которому призрение в России передавалось организациям и ведомствам, разделенным на несколько типов. Они получили название “учреждений, на особых основаниях управляемых”. Таким образом, в России была создана гибкая, дифференцированная и чрезвычайно эффективная система государственно-общественного призрения, которая не только поражала иностранцев своим совершенством, но часто служила примером для других развитых стран. Система эта постоянно совершенствовалась, уточнялась, частично изменялась.
К концу XIX в. насчитывалось 14854 благотворительных учреждения (общества и заведения), причем их условно можно было разделить на две группы — учреждения, которые относились к министерствам и ведомствам, преследующим только благотворительные цели, и ведомства, не имеющие специального благотворительного назначения.
Эта система, опирающаяся на российское законодательство, не была лишена недостатков. Главными из них были: неясность определения тех категорий людей, которые имеют право на общественное призрение; вопрос о том, из каких средств должны покрываться расходы по общественному призрению; степень родства людей, обязанных содержать своих попавших в беду родственников.
В результате реформ второй половины XIX в. в России появились земства, которым были переданы вопросы местного самоуправления и, естественно, решение некоторых вопросов общественного призрения. Но они не имели достаточно денег. Для решения этих и целого ряда других вопросов в конце XIX века была образована комиссия для пересмотра действующего законодательства о призрении инвалидов. Но войны, а затем и революции помешали увидеть результаты деятельности этой комиссии.
Другие материалы:
Общие выводы и рекомендации
Хотя большинство не изъявило желания посещать различные художественные кружки, по моему мнению, они принесли бы пользу для студентов. Студентам стоит чаще посещать культурные мероприятия, такие как театральные постановки. Так как большинс ...
Культурная информированность
На вопрос «Что Вы сейчас читаете?» - ответили: «Ничего» 54% респондентов из политехнического и 36% - из педагогического институтов. Остальные читали на момент опроса в основном развлекательную литературу – детективы, приключения. Только н ...
Возрастание значимости домохозяйств в сравнении с семьей. Молодые одинокие.
Молодожены без детей
Жизненный цикл д.х.- ряд состояний, перемены, через которые проходят д.х. с течением времени. Д.х. в сравнении с семьей становиться все более значимой ед. в развитых странах. Это вызвано ростом распространения несемейных д.х. несемейные д ...