Особенности современной социальной политики в РоссииСтраница 1
Стратегия социальной политики - это генеральное решение системы социальных проблем страны на данном конкретно-историческом этапе ее развития. В тоталитарном обществе стратегия социальной политики сознательно формируется руководящим и направляющим Центром - монополистом власти, но такая стратегия может и отсутствовать, если социальные проблемы исключены из числа приоритетных. В демократическом (гражданском) обществе множественность идеологий и субъектов порождает разнообразие целей и множественность стратегий социальной политики. Каждая из стратегий входит составной частью в ту или иную идеологию и программу общественного развития. В современной российской социально-политической жизни отчетливо представлены три стратегии. Сторонники возврата к тоталитарному прошлому (пусть и в обновленном виде) предлагают в качестве стратегии устойчивость социального положения всех категорий граждан при условии монополии на власть правящей группы (касты). Лозунг монополии на власть редко выдвигается впрямую, но логика намерений, предложений и программных мер исходит из монополии на власть или подводит к ней. Такая стратегия социальной политики не менее реалистична, чем две другие.
Стратегия социальной политики, свойственная последовательным буржуазным демократам (либералам), в общем и целом подчинена такой установке: сформировать реальную возможность воспроизведения в обществе и все большего закрепления значительного социального неравенства. Стратегия социальной политики, свойственная сторонникам буржуазной диктатуры, отличается от буржуазно-демократической стратегии скорее не целями, а средствами их достижения. Упор делается на прямое силовое насаждение и утверждение государством капиталистического способа производства. Народно-демократической стратегии социальной политики в современной России практически нет из-за отсутствия демократического рабочего и профсоюзного движения. Эта стратегия может появиться позже. На первый план она выдвигает гарантированность условий развития на основе народной демократии, реального равноправия, недопущения эксплуатации, устранения классовых антагонизмов из жизни общества. В отсутствии многосубъектного гражданского общества в России на современном этапе вся полнота исторической ответственности за социальное благополучие страны и её граждан лежит на государстве. Со всей очевидностью следует признать, что в период «шоковых» реформ государство всецело стало защитником интересов только одной социальной группы - претендентов на роль крупных частных собственников. Государство не выполняло своей общественно-политической функции обеспечения основ социального перемирия и социальной устойчивости, социально сбалансированного учета интересов всех основных социальных сил. В итоге большая часть населения лишилась многих существенных параметров достигнутого прежде социального положения, было отброшено к решению задач выживания без развития. В обстановке затяжного шока и необходимости физического выживания население не сумело и не смогло воспользоваться правами и свободами, появившимся благодаря ликвидации тоталитарного режима. Фактический мораторий на правопорядок, ставший необходимым сопровождением форсированного первоначального накопления, придал повышению экономической и социальной активности криминальный уклон. В результате большинство населения не только не обрело достойного общественного положения, но и лишилось достойной перспективы. Социальная деградация, социальная дезинтеграция, даже необратимое социальное отчуждение (образование «социального дна») стали распространенным явлением.
В этой связи в стране накопилось множество социальных проблем, требующих решения на основе выбора приоритетов:
1) наиболее важные, значимые, настоятельные проблемы, осознанные как первоочередные задачи социальной политики.
2) основополагающие направления целевых действий государства и общества, ориентированных на решение наиболее значимых социальных проблем в конкретном пространственно-временном измерении.
Общероссийские приоритетные проблемы социальной политики.
В современных условиях правительству приходится решать сложнейшие задачи стабилизации при неуклонном продолжении избранного ранее курса преобразований. Оппоненты правительства и президента как из «коммуно-патриотической», так и из «демократической» оппозиции настаивают на решительной перемене или существенной корректировке самого курса. Эта общая диспозиция проявляется и в подходах к социальной политике. В последние годы реально посильная для правительства постановка задач стабилизации выливалась в его обещание не допустить нового ухудшения положения большинства населения. Это ставилось на место приоритетной задачи социальной политики на ближайшие годы. Сторонники перемены или существенной корректировки курса полагали, что в такой постановке задача стабилизации и невыполнима, и недостаточна. За годы реформ неблагополучие в социальной сфере вылилось в заметные процессы массовой деградации населения вплоть до образования многомиллионного (порядка 10 миллионов) «социального дна». Сверхприоритетной проблемой социальной политики становится сегодня недопущение массовой деградации и люмпенизации населения. Задача борьбы с бедностью сегодня уже отстает от потребностей обеспечения национальной безопасности России. Сохранение принятого в 1991 году общего курса делает не менее острой, чрезвычайной (в силу прямой увязанности с обеспечением национальной безопасности) проблему сохранения независимости страны, предотвращения превращения России в колонию или полуколонию «Большой семерки». Социально-политический аспект этой проблемы в следующем.
Другие материалы:
Социологическое наблюдение, социологический эксперимент,
метод экспертных оценок, анализ документов, микросоциологические методы, метод
фокус-групп. Социологическое наблюдение
Каждый из нас ежедневно использует метод наблюдения в повседневной жизни. Мы наблюдаем за детьми, за людьми в очереди, за пациентами в больнице и т.д. Иногда мы обобщаем наблюдения и делимся ими с другими людьми, иногда – это просто мимол ...
Сплошное выборочное наблюдение
Статистическое наблюдение может быть сплошным или выборочным. Сплошное наблюдение предполагает наблюдение (измерение, исследование и т.д.) всех изучаемых объектов. Однако по ряду причин оно может оказаться принципиально неосуществимым или ...
Социальная динамика
«Позитивную теорию общественного прогресса» Конт назвал социальной динамикой. Это была «абстрактная история», история «без имен, лиц и даже без названий народов». Сознательно абстрагируясь от многообразия конкретных форм исторического раз ...