SocioDone

Социология: современные тенденции

Социальная защита населения
Страница 4

Преобладающая точка зрения в последнее время состоит в том, что система социальной помощи в России малоэффективна из-за большого количества льгот, пособий и компенсаций, которые не всегда получают те, кто в них нуждается. Поэтому необходим переход к адресной и самоадресной системе социальной помощи. Адресность - это направленность социальной защиты на конкретную группу (или группы) населения. Самоадресность - направленность пособий по заявительному принципу. Адресность и самоадресность позволяют государству в условиях кризисной экономики сэкономить значительную часть средств, распыляемую на многочисленные льготы, и передать ресурсы наиболее нуждающимся категориям граждан. Такое сдерживание расходов государства за счет недопущения излишнего распыления пособий среди обеспеченных граждан называется вертикальной справедливостью социальной защиты. Условием достижения адресности является предоставление пособий на основе оценки доходов и показателей: безработица, плохое состояние здоровья, старость, наличие детей, только тем, кто находится за чертой бедности. На верхнем уровне пирамиды государственной социальной защиты (см. рис. 1) находится группа адаптированных к условиям рыночной экономики индивидов, включающая предпринимателей, высокооплачиваемых наемных работников, которые вопреки общераспространенной точке зрения также нуждаются в социальной защите государства, но иного рода, чем уязвимые и не приспособленные граждане. Система социальной защиты для адаптированных групп состоит из двух частей: защиты государством норм гражданского и хозяйственного права и системы мер по поддержанию конкурентной среды. Кроме того, эти группы населения также должны быть уверены во всеобщности и доступности гарантий, лежащих в основе всей пирамиды социальной защиты в будущем. Очевидно, что система государственной социальной зашиты будет устойчивой и эффективной, если сокращение степени патернализма будет происходить одновременно с расширением меры ее индивидуализации, сопровождающейся созданием государством благоприятных условий для самообеспечения, самозанятости, самозащиты. На данном рисунке это отражено в виде блока экономических отношений личной самозащиты (отношения между государством и индивидом по поводу личного добровольного страхования, формирования личных сбережений), сопряженных с системой государственной защиты и поддерживающих ее. В то же время государству необходимо сохранить и развить унаследованную от социализма систему коллективной защиты, что соответствует социокультурным корням российского общества. В противном случае все меры, направленные на большую либерализацию системы социальной защиты, без создания соответствующих компенсационных механизмов самообеспечения и коллективной зашиты экономически активного населения будут сопровождаться падением уровня жизни населения и ростом бедности.

Для того чтобы государство из активного экономического и регулирующего субъекта не превратилось в пассивное средство скорой социальной помощи для все возрастающего числа социальных иждивенцев, очевидно, что оно должно изначально не допускать чрезмерного неравенства в доходах, участвуя наряду с рынком в процессе их формирования.

Страницы: 1 2 3 4 


Другие материалы:

Либеральные концепции постиндустриального развития
В теоретической социологии стали разрабатываться различные сценарии будущего. В условиях борьбы двух альтернативных мировых систем либеральные варианты концепции постиндустриального развития направлены на реабилитацию и оздоровление индус ...

Задачи социальной диагностики
Социальная диагностика решает типичные для нее задачи, к которым относятся: — выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения клиента; — определение степени развитости различных свойств, их выраженности в к ...

Образование как один из основных социальных институтов
Социология образования – раздел социологической науки, который изучает закономерности функционирования образования как социального института (функции в обществе, взаимосвязь с другими институтами, социальную политику в области образования ...