Словарь
1. Макросоциология (фундаментальный уровень социологического знания)
— область социологического знания, связанная с изучением крупных социальных структур.
2. Микросоциология (эмпирический уровень социологического знания)
— область социологического знания, которая связана с анализом повседневного взаимодействия между людьми.
3. Теория
— утверждение, содержащее совокупность взаимосвязанных положений и гипотез.
4. Общество
— объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную социокультурную идентичность.
5. Личность
— социальная сущность человека, субъект и продукт социальных отношений.
6. Операционализация
- процесс преобразования абстрактных понятий в конкретные термины (пример: абстрактное понятие «социальный класс» преобразуется в термины «род занятости», «доходы», «образ жизни»).
7. Выборка
– отбор индивидуумов из более широкой совокупности (генеральной совокупности), предназначенный для отражения характеристик этой совокупности во всех существенных отношениях.
8. Респондент
– лицо, отвечающее на вопросы анкеты или интервью.
9. Инструментарий
– определенный набор методически-исследовательских документов, разработанных в соответствии с программой, целями и задачами исследования, с помощью которых обеспечивается сбор эмпирических социологических данных (анкета, бланк-интервью, карточка наблюдения и т.д.).
10. Интервью
– (от английского – interview – беседа с глазу на глаз) метод опроса, использующий в качестве источника информации беседу исследователя с респондентом в соответствии с исследовательской программой.
11. Гипотеза
– утверждение, предсказывающее существование некоторой зависимости между переменными.
12.
Переменная
– признак, принимающий разные значения для различных случаев или для различных моментов времени в рамках одного случая. Термин используется, как правило, в эмпирическом социальном исследовании таких факторов, возраст, социальный класс, статус занятости, образование, способных другие изменения, вроде уровня доходов.
13.
Независимая переменная –
переменная, которая управляется экспериментально или с целью наблюдения ее воздействия.
14. Зависимая переменная
– мера воздействия независимой переменной.
Так, при изучении, например, воздействия брачного возраста на размер семьи возраст брака – независимая переменная, а размер семьи – зависимая.
15. Генеральная совокупность
– объект исследования, «локализованный» территориально и во времени, на который распространяются выводы исследования.
16. Репрезентативная выборка
– выборка, которая является (или считается) истинным отражением родительской популяции (генеральной совокупности), то есть имеет тот же профиль признаков, например, возрастную и классовую структуру, уровень образования. Репрезентативная выборка достигается за счет гарантии полностью случайного отбора.
Другие материалы:
Какие существуют виды отклоняющегося поведения?
В зависимости, во-первых, от степени причиняемого вреда интересам личности, социальной группе, обществу в целом, и, во-вторых, от типа нарушаемых норм, можно различать следующие основные виды отклоняющегося поведения:
1. Деструктивное по ...
Оценка результативности деятельности организации
Существует концепция, согласно которой эффективность есть соотношение между заложенной ценностью и полученной ценностью, между минимальными вложениями и полученной наибольшей отдачей. В работах английских исследователей показатели оцен ...
Профессиональная этика
Необходимость повышения значимости этических проблем экономики объективно обусловлена огромными потерями от нарушения норм морали и права. Темпы роста преступности в развитых странах опережают темпы экономического роста темпы роста населе ...