SocioDone

Социология: современные тенденции

Малый бизнес в «долине смерти»
Страница 1

Верно и то утверждение, что колоссальный потенциал малого бизнеса не использован в России, не смотря на то, что о нем много говорят. Это обстоятельство не просто неправильно, это обстоятельство чрезвычайно опасно и для экономики и для социально-политической и даже для культурной стабильности государства. За последние 5–7 лет в этом сегменте рынка почти ничего не изменилось (все также идет падение числа малых предприятий), за исключением мобилизации сил, активно противостоящих малому предпринимательству.

Целью исследования является определение проблем малого предпринимательства на сегодняшний день и нахождение путей их решения. Проблемы малого бизнеса лежат сегодня не в области технологий организации администрирования малого бизнеса, а в области принципов его взаимоотношения с государством – формальных и неформальных, и в мере реального понимания экономически активными слоями гражданского общества своих ближайших и последующих задач. Для спасения ситуации необходимо коренное изменение государственной политики в сфере отношений с российским предпринимателем вообще и с малым бизнесом в частности.

Малый бизнес находится в центре интересов современного общества, затрагивает жизнь всего населения. Немногие сектора экономики могли бы функционировать без его нескончаемого потока продукции и услуг. И что особенно важно, деятельность малого бизнеса носит инновационный характер. Исследования показывают, что основные идеи и изобретения чаще поступают от малых, нежели от крупных предприятий.

Но, не смотря на это, в целом, уровень развития малого предпринимательства в России, измеряемый по общепринятым в социально-экономических и промышленно развитых странах показателям, явно недостаточный. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в странах – членах Евро Союза – не менее 30. Лишь Москва и Санкт-Петербург по плотности распространения малого предпринимательства приблизились к уровню Западной Европы. На 1000 их жителей приходится 20 и 23 малых предприятий соответственно.

Самые важные факторы – причины, обусловливающие сегодняшнее развитие малого предпринимательства, это: несовершенство российской политики (власти на всех её уровнях), которая противоречивым образом является одновременно и движущей силой, и тормозом развития малых предприятий; слабость конкурентной политики; несовершенство законодательства; приоритет неформальных норм российского бизнеса. Движущая сила российской политики состоит в наличии элементов рыночной среды, а тормоз политики – в отторжении этих элементов. В этом и есть главная идея исследования.

Таким образом, именно от дальнейших действий со стороны государства зависит будущее малого предпринимательства. Нельзя и отрицать тот факт, что последнее время заметно улучшается позиция государства по отношению к малому бизнесу, но наблюдается это лишь в некоторых отдельных крупных районах, областях страны, то есть от органов местного самоуправления. Так, например, в некоторых районах состоялись конференции «Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства», в результате которых были созданы различные модели поддержки малого бизнеса. Но как говорят сами предприниматели малого бизнеса, «…это лишь фарс, на самом же деле властей интересуют лишь сети, причем не только в продовольственной сфере». Соответственно для разработки эффективных, оптимальных и адекватных методов поддержки и развития малого бизнеса необходима информация о конкретных проблемах и барьерах в развитии этого бизнеса, так сказать «из первых уст». Не смотря на множество проведенных исследований, в их основе порой лежат не те аспекты.

Страницы: 1 2


Другие материалы: