SocioDone

Социология: современные тенденции

Основные теоретические подходы к изучению молодежи
Страница 2

Взаимное отчуждение, конфликты между поколениями возможны в периоды смены социального устройства общества, кризисов и социальных перемен. Они, в свою очередь, порождают кризис сложившегося механизма преемственности в передаче культуры, ценностей, социального опыта.

Исследователи, изучающие состояние отношений «отцов» и «детей», выделяют различные виды межпоколенных отношений: сотрудничество (отношения, основанные на принципах взаимоуважения и взаимопонимания); соперничество (отношения, основанные на конкурентной борьбе младших и старших поколений); воздействие взрослых на молодежь (отношения, основанные на социальном контроле взрослых за молодежью, когда молодежь рассматривается взрослыми как объект и субъект воспитательного воздействия); сосуществование (изолированные друг от друга культуры взрослых и молодежи, характеризующиеся взаимонепониманием) [9].

Идеи и методологию данного подхода применили в исследовании молодежных проблем В. Боровик, В. Добрынина, Л. Коган, В. Култыгин, В. Немировский, Е. Слуцкий, В. Харчева и др.

Другой подход характеризует молодежь через особенности молодежной субкультуры. Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определённой группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации – усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений [8].

Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурой. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее.

Иногда группа активно вырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Известный пример контркультуры – хиппи 1960 гг.

Элементы как субкультуры, так и контркультуры обнаруживаются в культуре современной молодёжи в России.

Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Ее определяющей характеристикой в России является феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства). Так, у большинства молодых людей отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок [11].

Дальнейшее развитие научных представлений о молодежи связано с изучением молодежи как субъекта общественной жизни, ее интересов и потребностей.

В ювентологической теории в 60-80 гг. XX века прочно установился проблемный подход, и исследователи чаще ориентировались на объективный анализ ситуации в молодежной среде. Это направление заложило реальную основу для становления социологии молодежи как особой научной отрасли.

В отечественной социологии молодежи выделяют следующие наиболее известных школ:

комсомольские исследования молодежи И.М. Ильинского и др. – исследования эффективности работы комсомола по формированию нравственности и коммунистическому воспитанию молодежи, ее активной жизненной позиции;

исследования В.Н. Шубкина – изучение социальных ожиданий молодого поколения, профессиональных ориентаций и выбора профессии, жизненных планов и путей молодежи в социалистическом обществе;

исследования Ф.Р. Филиппова, М.Н. Руткевича – изучение жизненных планов молодежи, роли образования как фактора социальных перемещений (социальной мобильности) и межпоколенческой мобильности;

школа лонгитюдных исследований М.Х. Титма и др. – изучение жизненного пути поколения на отрезке от 17 лет до завершения социального становления на основе периодически повторяющихся опросов возрастной когорты 1965-1967 гг. рождения, выявление региональной и поселенческой дифференциации процессов жизненного самоопределения молодежи;

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Каковы причины отклоняющегося (девиантного) поведения?
Существуют множество причин отклоняющегося (девиантного) поведения. Такой причиной является, во-первых, разрыв между ценностями культуры и существующей в обществе социальной структурой. В частности, в современном белорусском и российском ...

Работа и учеба
Вашему вниманию предлагается ответить на вопросы анонимной анкеты на тему : «Учеба + работа». 1. Ваш пол: а) мужской; б) женский. 2. Возраст: а) до 18; б) 18-20; в) 20-22; г) 22-30; д) старше 30. 3. Ваше образование: а) не окончена ...

Религиозный конфликт. Маркс, о влиянии религии на общество
«С точки зрения Маркса религия играет негативную роль как раз в силу того, что она служит фактором социально-классовой интеграции и помогает господствующим классам поддерживать стабильность общества, существующий порядок вещей, тогда как ...