SocioDone

Социология: современные тенденции

Технологии медико-социальной работы с женщинами, подвергшимися насилию в семье
Страница 3

Информация о социологии » Проблема насилия в семье » Технологии медико-социальной работы с женщинами, подвергшимися насилию в семье

Домашнее насилие часто может носить скрытый характер. Не только насильник, но и жертва нередко прилагает все усилия, чтобы не 'вынести сор из избы' либо из-за чувства стыда, либо из страха, либо из-за ощущения беспомощности, невозможности что-либо изменить к лучшему, а иногда просто по незнанию. Поэтому проблема выявления случаев и причин домашнего насилия и формирование активной установки на изменение сценария - это сложная и важная профессиональная задача специалистов социальной работы, требующая высокого уровня квалификации, умения наладить контакт и создать атмосферу безопасности и доверительности. Принципиальной задачей, которую нередко приходится решать, оказывается диагностика ситуации.

Так же, в ситуации домашнего насилия специалистам социальной работы приходится решать, как минимум, следующие задачи с помощью соответствующих им методов: просветительские, обучающие; диагностические; терапевтические; консультативные; организационные; административные. Как дополнительную, но принципиально важную, можно выделить еще одну задачу специалиста по социальной работе - обеспечение психологической самозащиты, позволяющей ему не стать объектом манипуляций клиентов и избежать профессионального выгорания, поскольку ситуации домашнего насилия очень заряжены эмоционально и непросты. Более того, социальные работники находятся в группе риска еще и потому, что выбору этой профессии способствует ряд личностных свойств, которые создают благоприятные условия для возникновения подобных проблем (например, формированию со-зависимости).

Как показывает практический опыт, есть определенные стратегические задачи, которые необходимо решить вместе с клиентом. В той или иной форме это - определение ожиданий и ролей, которое может быть различным у клиента и у социального работника. Если этого не сделать, то весьма вероятно разочарование, взаимное неудовлетворение, проблема может остаться не решенной и т.д. В зависимости от роли клиента в ситуации насилия, возраста, пола, индивидуальности это может выглядеть по-разному. Тем не менее, на каждой стадии процесса необходимо: совместно c клиентом определить, каковы ожидаемые результаты, т.к. их понимание может не совпадать; прояснить взаимные обязательства. Клиент должен четко представлять, что он должен сделать сам, а что будет обязанностью социального работника. Совместно определяются проблемы на каждом этапе. Поскольку клиент находится внутри ситуации, ему очень трудно оценивать ее объективно, например, он может принимать симптомы за причины, не осознавать собственных интересов, смешивая их со своей позицией. Специалисту социальной работы нужно сделать собственное заключение о существе проблемы и достичь согласия в ее формулировке с клиентом. В зависимости от степени зрелости, эмоциональной готовности клиента и многих других факторов социальный работник может осуществлять различные подходы к решению проблемы клиента и играть разные роли: опекун, задача которого убедить клиента довериться его действиям и советам; эксперт в области проблемы, гораздо более компетентный, чем клиент, но допускающий его участие в решении проблемы; инструктор и преподаватель, обучающий клиента, как и что делать и позволяющий ему это делать самому под контролем; помощник в решении проблемы, оказывающий разнообразные виды необходимой поддержки; сотрудник в нахождении и генерировании альтернативных решений на равных; помощник в обнаружении фактов, рекомендующий, где и как их можно раздобыть и способствующий их нахождению; специалист по процессу, помогающий клиенту проходить по нему самому; 'зеркало', отражающее проблему клиента и помогающее ему разглядеть ее более ясно.

Работая со взрослыми участниками ситуации домашнего насилия, специалисту социальной работы необходимо учитывать особенности обучения взрослых по сравнению с детьми. Поскольку семья, пол, социально экономический уровень, индивидуальные различия оказывают существенное влияние на результаты обучения, то особенно важно учесть, что многие особенности экстремальной ситуации домашнего насилия могут противодействовать эффективности образовательных усилий. Основные стратегические задачи и направление реабилитации клиента следующие: преодоление неосознанных защитных механизмов, прежде всего, отрицания, блокирующих доступ к проблеме. Для этого, прежде всего, необходимо создание безопасной во всех отношениях атмосферы и повышение силы 'Я', чтобы оно смогло перенести высвобожденные из подсознания непереносимые прежде переживания; формирование системы поддержки, куда могут входить социальный работник и терапевт, друзья, близкие, любимые занятия и животные; построение системы для преодоления кризиса списка телефонов кризисных служб, специалистов, людей, к которым можно обратиться, когда что-то случается, теряется уверенность, становится страшно, возникает растерянность и.т.д. Клиент должен научиться заботиться о себе. Социальный работник или психолог помогает принять решение и разработать пути реабилитации. Также помогает совершить возврат к травмирующим событиям и проанализировать то, что произошло, и как это воздействовало на жизнь клиента. Клиент проводит анализ того, что помогло ему выжить, выявляет источники силы, происходит прощение себя. Совместно с клиентом идет подготовка к изменениям, анализ страхов, генерация надежд и подготовка почвы для их реализации; появляется понимание того, что происшедшее не есть вина клиента, «научение» доверять себе; создание и прохождение ритуала захоронения и оплакивания прошлого и своих проблем; выражение и избавление от гнева и стыда; определение того, чему надо противостоять в семье и разработка тактики противостояния. Затем возвращение в семью (вначале воображаемое), исследование корней, планирование будущего контакта, формирование реалистических ожиданий. После всего дается оценка достигнутого, создание и осуществление ритуала празднования достижений.

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

Методы социального прогнозирования и социального проектирования
Социальное прогнозирование как исследование с широким охватом объектов анализа опирается на множество методов. При классификации методов прогнозирования выделяются основные их признаки, позволяющие их структурировать по: степени формализа ...

Анализ типических групп
Аналитическая группировка проводится для изучения взаимосвязи между признаками, положенными в основание группировки, и признаками, используемыми для характеристики групп. Она позволяет оценить качественные особенности каждой группы интерв ...

Цивилизация и культура
Понимание культуры и культурной деятельности заключается в том, что мир культуры — это мир особых предметностей, а культурная деятельность — предметная по своей сути, т. е. направленная на создание этих предметов. В противном случае, она ...