Факторы, влияющие на формирование противоправного поведения
подростков.Страница 1
Анализ причинных факторов преступного поведения несовершеннолетних на протяжении многих десятилетий неизменно остается в фокусе интересов отечественных и зарубежных исследователей в различных областях научного знания: юриспруденции, психиатрии, социальных науках, медицины, педагогике и т.д. Современные знания о расстройствах поведения позволяют сделать вывод, что они являются сложными формами социального поведения личности, детерминированными системой взаимосвязанных факторов. Эти факторы можно разделить на биологические и социальные.
Теории, объясняющие отклоняющееся поведение с точки зрения биологических причин, появились одними из первых. Первоначально исследователи обращали свое внимание преимущественно на конституциональные особенности человека. Родоначальником биологического направления в криминологии был итальянский врач – психиатр и криминалист Чезаре Ломброзо (1836 – 1909). Он предложил биосоциологическую теорию, в которой связал преступное поведение человека с его анатомическим строением. В своих работах «Преступный человек», «Преступление, его причины и средства лечения» Ломброзо утверждал, что преступление – явление столь же естественное, как рождение, болезнь или смерть. Объектами его пристального внимания были череп, мозг, нос, уши, цвет волос, чувствительность кожи, татуировки, почерк, психические свойства преступника. Используя антропометрический метод, исследователь выделил примерно 37 характеристик «врожденного преступного типа», в их числе – выдающаяся нижняя челюсть, сплющенный нос, редкая борода, приросшие мочки ушей. На основании этого он полагал, что главными направлениями предупреждения преступности должны стать пожизненная изоляция, лечение или прямое физическое уничтожение «врожденных» преступников.
Уже современники подвергли эту теорию серьезной критике. Действительно, с точки зрения современной науки взгляды Ломброзо выглядят достаточно наивно. Но рациональное зерно все же есть, и оно заключается в том, что Ломброзо ставит проблему существования зависимости между особенностями психофизиологической организации индивида и его поведением. Гипотеза о существовании такой зависимости оказала свое воздействие и на изыскания ученых второй половины 20 века. Они представлены, в частности, «теорией Y-хромосомы». В соответствии с нормой для женщин характерен хромосомный набор типа XX, для мужчин - XY. Но иногда возникает патология, связанная с появлением лишней X или Y-хромосомы. Некоторые исследователи (Прайс, Уиткин) полагают, что наличие «лишней» Y-хромосомы у мужчин обусловливает склонность к противоправному поведению. Не все ученые поддерживают эту позицию, но даже если она оправдана, то, как и теория Ломброзо, может объяснить причины отклоняющегося поведения отдельных индивидов, но не существование преступности как социального явления.
Явление преступности можно более полно объяснить при рассмотрении социальных факторов, влияющих на ее формирование.
Социальные факторы можно разделить на две группы: макросоциальные и микросоциальные. К числу первых относят общество, в котором живет человек, включая его историю, культурные традиции, мораль и нравственные ценности, политические и экономические проблемы и др. Вторая группа – это непосредственное окружение человека, прежде всего семья, друзья, коллеги по учебе и работе и др. Рассмотрим каждую группу.
Макросоциальные факторы:
1. Низкий уровень жизни большой части населения, сильный контраст распределения доходов в обществе. Среди малообеспеченных слоев наиболее ярко выражен уровень наркотизации и алкоголизации, которые во многом являются причинами преступности. Но так же часто подросткам из бедных семей приходится совершать преступления, чтобы просто выжить.
2. Недостатки в развитии досуговой системы: слабая организация сети клубов, кружков, спортивных секций, отсутствие заботы о вовлечении и закреплении в них несовершеннолетних, находящихся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания. Нередко эти учреждения являются платными, а значит недоступными для подростков из бедных семей.
3. Недостатки учебно-воспитательной работы общеобразовательных школ и профессионально-технических учебных заведений (проявления формализма, отказ от индивидуального подхода и т.д.), в результате чего не реализуется должным образом задача формирования чувства гражданской ответственности учащихся, управления своим поведением, нередко обучающиеся отчуждаются от учебного коллектива, утрачивают интерес к учебе. Контингент несовершеннолетних преступников пополняются за счет подростков, бросивших школу, второгодников, отстающих. Указанные обстоятельства приводят к ослаблению и потере социальных связей, что облегчает контакт с источниками отрицательных влияний.
Другие материалы:
Социология культуры как проблемная область социологического знания
Социология культуры – одно из самых парадоксальных направлений социологической мысли. Несмотря на тот факт, что социологический анализ культуры является одной из главных задач социологии с момента её появления, до сих пор не существует со ...
Образование и трудовая деятельность молодежи.
После развала СССР и провозглашения независимости Российской Федерации в стране начались реформы, затронувшие все сферы жизни общества. Произошла радикальная смена политического курса страны: из тоталитарного государства с доминирующей ро ...
Метод экспертной оценки в социологическом исследовании
Такие формы сбора первичной социологической информации, как анкетирование, интервьюирование, почтовый опрос, телефонное интервью, безличностный опрос с помощью возможностей Internet или E-mail предназначены прежде всего для массовых опрос ...
