Введение
Фундаментальный вопрос, изучаемый современной социологией можно сформулировать так: "что такое общество и как оно возможно?". Попытка осмыслить наиболее общие проблемы развития и функционирования общества, места в нем человеческой личности, породила различные социологические и философские направления. Так, например, исследование структуры общества показывает, что общество как система, включает в себя объекты (людей, социальные группы) и связи, их объединяющие. Сложный, зачастую неочевидный характер связей между людьми стал причиной возникновения индивидуалистического толкования общества (когда общество рассматривается, прежде всего, как совокупность индивидов, устойчивые связи между индивидами отрицаются). Научные и политические направления в рамках такого подхода (социальный нигилизм, индивидуализм, анархизм) отрицают объективность социальных связей и значение общественных организаций в историческом процессе. Противоположное индивидуализму направление, коллективизм, считает общественные отношения, общество в целом, единственной объективной реальностью, отводя человеку роль социального "винтика" - точка зрения, логическое продолжение которой приводит к тоталитаризму. Преодоление этих крайних позиций в социологии связано с развитием системного толкования общества. Проблемы системной организации общества разрабатывались в трудах таких ученых как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс. Понятие "социальная система" охватывает всю совокупность социальных субъектов и объектов, их свойств и отношений.
Социология оперирует не понятием человека вообще (существа родового), а его социализированным аналогом, то есть категорией личности. Свойство быть живым в социологическом знании соотносимо с человеком, с его биосоциальной природой. Личность необходимо считать феноменом социальным, надбиологическим, в биологии человека она как бы не "прописана". "Личность, - утверждается в Российской социологической энциклопедии, - целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения". Когда употребляется понятие "формирование личности", то имеется в виду единство объективных условий и субъективных факторов, целенаправленно воздействующих на процесс становления и развития человека. Конечно, только при учете влияния всей совокупности общественных отношений в сочетании с субъективной деятельностью классов, общественных организаций и самого человека можно говорить о многостороннем воздействии на личность и соответственно формировать ее развитие.
Другие материалы:
Арттерапия как средство коррекции девиантного поведения подростков из
неблагополучных семей. Понятие, функции и виды арттерапии
Арт-технология – это метод профилактики, реабилитации, коррекции, досуга, социализации и развития личности посредствам художественного творчества. Он привлекает к себе в последнее время всё большее внимание во всём мире. Арт-технология ис ...
Виды опросов. Анкетирование
Анкетированием называется опрос, в ходе которого в качестве инструмента используется вопросник (анкета). По существу, вопросник представляет собой предварительно подготовленное интервью, изложенное в письменной форме. В исследовании общес ...
Исторические корни структурной социальной работы
Взаимосвязь социальной работы с другими науками об обществе
Анализ отечественной научной литературы по проблемам социальной работы показывает, что для ученых нашей страны во многих отношениях она была новой. В прежние времена она была ограничена рамками внутренней социально-экономической политики ...