Общество как объект познанияСтраница 1
Термин «общество» очень многозначен. Он употребляется в научном (категориальном) и обьщенном смыслах. В обыденном языке его используют для обозначения различных добровольных объединений людей, например, по интересам — общество «рыболов-спортсмен», «общество историков» и т.п. В научном значении термин «общество» также употребляется в различных смыслах. В социально-гуманитарной литературе можно насчитать, по крайней мере, пять основных значений:
во-первых, общество — это отдельная группировка людей (часть населения планеты), т.е. самостоятельная единица истории, целостный и самодостаточный социальный организм (например, российское, французское, японское и иные общества); это этническая или полиэтническая общность людей со своей историей и культурой;
· во-вторых, это совокупность социальных общностей региона (ближневосточное, западно-европейское и другие общества);
· в-третьих, все человечество в целом — планетарное общество;
· в-четвертых, это общество определенного исторического типа (античное, феодальное, буржуазное);
· в-пятых, под обществом понимается безотносительно к его конкретным формам группировка людей, по ряду признаков противоположная природе: общество индивидов, общество деятелей-созидателей, человеческое общество.
Обобщенное определение общества может быть таким: общество — это обособившаяся от природы часть бытия, характеризующаяся своими способами самоорганизации, воспроизводством и потреблением материальных благ (ценностей), нормами и принципами жизни людей, социальными отношениями и институтами. В этом определении заключена сущность общества, которая выражена общими и особенными признаками.
Общий признак общества указывает на его единство с природой и человеком. Он состоит в том, что общество является частью материальной природы, имеет единые характеристики с природой. К особенным признакам можно отнести: наличие индивидов, обладающих сознанием и социальными качествами; деятельность по созданию, распределению и хранению материальных и духовных ценностей: удовлетворению на их основе материально-физических и духовных потребностей людей; особая организация и управление, нормы и принципы жизнедеятельности, отношения общения, поведения и деятельности и др. Специфические признаки общества определяют особое содержание жизни людей, отличающие их от жизни растений и животных. Обобщенно такое содержание жизни людей на Земле получило название культуры.
Таким образом, общество как подсистема мира бытия является носителем, с одной стороны, общих свойств и связей бытия как целостной системы, а с другой — специфических социальных отношений и форм. Общество как объект познания изучается и в соотношении с природой, и во взаимосвязи внутренних его элементов.
Теоретическое изучение общества начинается в античной философии. Уже Сократ, Платон и Аристотель выделяли проблемы общественной жизни. Ключом к анализу общества выступал город-государство (город-полис). С позиций государства рассматривались человек и его жизнь, политика, религия, нравственность, искусство. Если же связь с государством у некоторых общественных явлений не просматривалась, они признавались второстепенными и объяснялись по-другому.
В теориях античных мыслителей общество растворялось в городе-государстве. Такое поглощение объяснялось определяющей ролью политических институтов в городе-полисе как ведущей формы самоорганизации рабовладельческих обществ на ранних классовых ступенях развития. Позиция полного или частичного отождествления общества и государства продолжалась до Нового времени. Лишь в XVII в. Т. Гоббс (1588—1679), не отказываясь от признания определяющей роли государства в обществе, показал, что истоки государства коренятся не в нем самом, а в «естественных и общественных состояниях» людей. В XVIII в. представитель классической экономической теории А. Смит (1723—1790) обосновал функциональную границу между обществом и государством. Общество он представлял трудовым и меновым союзом людей, связанных между собой разделением труда. Оно является главной сферой удовлетвр-рения многообразных потребностей людей. Государство же решает вопросы власти и управления в обществе.
Другие материалы:
Основные причины смертности в России
1. Слабое развитие медицины, а особ. в части диагностики сердечно сосудистых заболеваний и онкологич. заболеваний из за того, что соответств. учреждения не создавались гос. органами в советское и постсоветское время, а спрос на мед.услуги ...
Практикум
Расходы бюджета РФ на социально-культурные мероприятия в 1995-2003 гг. (млрд. руб.; до 1998 г. – трлн. руб.)
1995
1996
1997
1998
1999
2000
2001
2002
2003
ВВП
1428,5
2007,8
2342,5
2629,6
48 ...
Зарождение и этапы развития знаний об обществе
Самые первые, наивно-мифологические в своей основе, представления о жизни людей появились в древних обществах. Жизнь воспринималась как арена деятельности мифических сил или богов, которые олицетворяли собой те или иные социальные и приро ...