SocioDone

Социология: современные тенденции

Проблема участия населения в местном самоуправлении в современной России

Информация о социологии » Социологический подход к муниципальному управлению » Проблема участия населения в местном самоуправлении в современной России

Современная теория и практика убедительно, показывает, что развитое гражданское общество и правовое государство немыслимо без эффективного местного самоуправления.

За последние два десятилетия в нашей стране накоплен определенный теоретический и практический опыт по институционализации местного самоуправления. Принят целый ряд законодательных актов стимулирующих его развитие, укрепляются финансово-экономические основы и т.п. Однако нельзя пока считать, что местное самоуправление в полной мере утвердилось в нашем обществе. Остается еще много нерешенных вопросов в сфере законодательства, низкой остается финансовая обеспеченность. Не случайно, именно эти вопросы находятся в центре внимания ученых и практиков.

Вместе с тем, не меньшего внимания заслуживают социальные составляющие данного института. Без их учета местное самоуправление вряд ли разовьётся в полноценный социально-политический институт общества.Прежде всего, речь идет о главном субъекте местного самоуправления – местном сообществе или местном населении. Пока этот социальный субъект во многом пассивен.

Причины такой пассивности кроются не только в настоящем, но и в историческом прошлом страны. При советской системе управления отношения граждан и власти строились одновременно на вере во власть и её боязни. Политическая, экономическая, духовная и общественная активность граждан направлялась сильной и авторитетной властью, но при этом граждане ожидали от государства предоставления реальных благ и решения насущных проблем, определения будущего развития. Данные меры способствовали сплочению общества на основании единой идеологии, схожих ценностей и жизненных ориентиров.

Современное государство тотально не контролирует многие сферы, отказалось от регулирования многих направлений жизни и граждане столкнулись с новым видом политической ответственности, требующим совместной работы с органами власти. При этом граждане по-прежнему продолжают с большим подозрением относятся к политическому процессу и сопротивляются вовлечению в политику и общественную деятельность, даже направленные на решение собственных проблем.

Можно утверждать, что высокий коллективизм советского времени сменился апатией к общественной и политической деятельности значительной части населения. Согласно нашим опросам (2008) в местном самоуправлении участвует не более 5 % населения. Цифра по сравнению с 2001 г. практически не изменилась Значительная часть граждан предпочитает пассивные формы возможного участия в МСУ. Так, отвечая на вопрос нашего исследования «В каких формах лично Вы бы могли участвовать в местном самоуправлении в вашем населённом пункте?», подавляющее большинство ответивших граждан (65%) - предпочли пассивные формы (участие выборах, референдумах, сходах). Лишь 8% оказались готовы участвовать в работе органов МСУ, а 10% согласились бы подписать обращение к должностным лицам и органам МСУ. Еще 17% опрошенных заявили, что вообще им неинтересно участие в местном самоуправлении ни в каких формах. Таким образом, видно, что рассчитывать на высокую социальную активность местных жителей не приходится. По данным опроса ВЦИОМ в 2004 г. мнение населения относительно предлагаемых муниципальных реформ было следующим: скорее не согласны с их проведением 29%, полностью не согласны - 19%, поддержало реформы 39%, затруднились ответить 13% опрошенных

Какие, исходя из вышесказанного, можно выявить общие причины неучастия населения в осуществлении местного самоуправления:

1) отношения между гражданами и властью в значительной степени разрушены. Власть воспринимает граждан в лучшем случае как электорат, в худшем как обузу. Граждане чаще всего относятся к власти с недоверием;

2) местное сообщество не имеют адаптированной информации о возможных формах своего участия в решении проблем на своей территории;

3) граждане не верят в силу своего волеизъявления и участия;

4) власть зачастую не учитывает (не знает) потребности и интересы граждан и др.

Происходящие в населённых пунктах изменения пока не привели к образованию местного сообщества, осознанию им своей ответственности за местную жизнь. Есть основания полагать, что основными субъектами в различных сферах жизнедеятельности все в большей степени выступают групповые коммерческие, конъюктурные интересы, цель которых - использовать муниципальные ресурсы, имущество, бюджет в узко корыстных интересах. Местное сообщество представляет собой достаточно пассивное социальное образование, по-прежнему рассматривает себя как объект управления. Без воздействия на социальные составляющие местного самоуправления, любые благие муниципальные преобразования обречены на провал.


Другие материалы:

Проблемы подготовки специалистов по социальной работе в РФ
Социальные работники имеют дело с людьми разного возраста - с детьми, молодежью, взрослыми, престарелыми. В своей практике они соприкасаются с различными сферами жизни человека и общества - сферой здоровья (как физического, так и психичес ...

Одинокие родители 2. Одинокие среднего возраста. Старшие одинокие
Одинокий родитель 2 – одинокий родитель 35-65 лет. Часто находятся под финанс. прессом – на них возлагаются те же требования что и на супружеские пары среднего возраста, но при этом один человек несет весь груз ответственности за обязанно ...

Статистическая характеристика уровня жизни населения. Понятие «уровень жизни населения», его составляющие
Уровень жизни является одной из важнейших социальных категорий, которая характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения. Потребности людей многообразны. Наряду с материальными существуют (и не менее важны) по ...