SocioDone

Социология: современные тенденции

Как устойчивое объединение семья возникает в связи с разложением родового строя. Первая историческая форма моногамии – патриархальная семья (управлялась отцом, включала его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов). Переход от старой, существовавшей в первобытном обществе, формы семьи к новой, появившейся в классовом обществе, совершался не прямо, а через промежуточные формы. Примером является семья, состоящая по вертикали не из родителей и детей, а из дядьев и племянников. Ее остатки видят в обычае воспитательства – обязательной отдаче детей на воспитание в чужие семьи. другой пример – обычаи травестизма и кувады. Травестизм – практика ”перемены пола”: мужчина отрекался от своего пола, надевал женское платье и выполнял женские обязанности вплоть до супружеских, тем самым, присваивая себе и женские права. Кувада – демонстрация отцом тесной связи с ребенком от прямой симуляции мужчиной акта деторождения до косвенных знаков причастности к нему, например жалоб на слабость или соблюдение диеты. Большинство ученых объясняет куваду как борьбу мужчины за признание его отцовских прав и установление отцовского родства.

Первой формой отдельной семьи была большая семья, или домашняя (домовая) община. Еще одно ее название – патриархальная семья. Различаются два основных типа такой семьи: вертикальная большая семья, состоящая из трех-четырех поколений женатых и неженатых родственников по прямой линии; горизонтальная большая семья, образованная несколькими женатыми и неженатыми родственниками по боковой линии.

В реальной жизни многие семьи вертикально-горизонтальны, включая, например, родителей и нескольких их сыновей с внуками и правнуками. Там, где существовало домашнее рабство, большая семья включала и рабов. Известны случаи, когда такая семья достигала 200-300 человек, образуя население целого поселка.

Все члены семьи жили вместе, сообща владея землей, скотом, орудиями труда, совместно вели хозяйство. Семью возглавляли “старший” мужчина и “старшая” женщина. Важнейшие дела семьи, например, женитьба или выдача замуж, решались на общем совете, состоявшем из всех взрослых мужчин и женщин. Это была ячейка, обособившаяся внутри родовой общины и отличавшаяся от нее своим близкородственным составом.

Большая семья постепенно уступило место исторически новой форме – малой нуклеарной, элементарной семье, воплощавшей в себе начала частной собственности. Произошло это на пороге классового общества и развития товарного хозяйства. Таким образом, эволюция семьи прошла три этапа. На первом этапе существовали архаичные большие семьи с коллективной или групповой собственностью. На втором этапе они трансформировались в поздние большие семьи, внутри которых возникали обособленные семейные ячейки с частной собственностью. На третьем этапе эти ячейки превратились в малые или нуклеарные семьи с развитой частной собственностью.

Неравенство мужа и жены, старших и младших в семье – это не исходная точка истории, а скорее ее довольно позднее приобретение. Согласно патриархальным порядкам, девушка должна беспрекословно повиноваться старшим родственникам, а замужняя женщина – купившей ее семье. Развод стал односторонней привилегией мужчин. Если женщина хотела вернуться в родительский дом, ее родственники должны были вернуть брачный выкуп. Даже после смерти мужа вдова продолжала принадлежать его семье. Сокращение имущественных и наследственных прав женщины привело к тому, что у многих народов ее собственность свелась к одному ее приданому. Ограничивались и ее права на детей: в случае развода они оставались с отцом. [1; 328-330]


Другие материалы:

Практикум
Расходы бюджета РФ на социально-культурные мероприятия в 1995-2003 гг. (млрд. руб.; до 1998 г. – трлн. руб.) 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 ВВП 1428,5 2007,8 2342,5 2629,6 48 ...

Социология Спенсера
Чертами науки Спенсера являются идеи прогресса, эволюционизма; и дальнейшее развитие позитивизма Конта. Основания социологии Спенсера: 1. Эволюционизм. В своем труде «Основания биологии» Спенсер развивает идеи дарвинизма в социологическо ...

Свобода в деятельности человека
Свобода — это самостоятельность социальных и политических субъектов (в том числе и личности), выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями. В истории фило ...