Различные подходы к определению уровня жизниСтраница 1
Имеющиеся в научной литературе определения уровня жизни акцентируют или отталкиваются от различных исходных понятий: от производства, от потребления, от доходов, от стоимости жизни, от потребительских нормативов и стандартов или имеют комплексный многоаспектный характер.
1. При подходе «от производства»исходят из зависимости уровня жизни от уровня развития производительных сил, структуры и эффективности общественного производства. Этот подход, вообще, весьма характерен для советского периода, когда в экономической литературе наиболее распространено было представление об уровне жизни как о количестве потребляемых материальных, культурно-бытовых и социальных благ и степени удовлетворения потребностей в них на достигнутой стадии развития производительных сил.
Между уровнем жизни и общественным производством существует сильная обратная связь. Это – прежде всего зависимость от уровня жизни и качественных характеристик трудовых ресурсов (что особенно подчеркивалось в советский период), и эффективности труда занятых, и повышение материальной заинтересованности работника в высокопроизводительном труде с ростом его потребительских возможностей.
Логическим завершением линии рассуждений «от производства» может служить душевое значение показателя валового национального или внутреннего продукта (точнее его части, выделяемой на конечное потребление населения). Однако, это в большей степени общеэкономический показатель, так как в применении непосредственно к населению его значение опосредствуется характером существующих распределительных отношений, социально-демографической структурой общества и другими обстоятельствами.
2. Определение уровня жизни как совокупности характеристик потребления
широко используется как в отечественных исследованиях и разработках, так и в работе международных организаций и международной статистической информации.
В наиболее общем виде эту категорию отражает следующее определение. Категория народного благосостояния определяется совокупностью реальных условий и характеристик функционирования населения в сфере потребления (абстрагируясь от общественно-политической деятельности человека, протекающей в других областях жизни общества, и прежде всего в сфере производства).
Если считать, что уровень жизни отражает комплекс условий и характер функционирования человека в сфере потребления («по ту сторону производства»), образ жизни – особенности деятельности (поведения) людей во всех сферах их проявления, а качество жизни — состояние населения применительно к его существенным характеристикам, то народное благосостояние есть синтез этих понятий . В конечном счете народное благосостояние отражает развитие потребностей людей, применительно к основным сферам жизнедеятельности: сфере труда, потребления, культуры, репродуктивного поведения, общественно-политической жизни .
Приоритетность характеристик потребления при оценке уровня жизни признается определяющей В. Ф. Майером, который писал что уровень и структура потребления – это прямые и непосредственные показатели жизненного уровня. Но в условиях товарно-денежных отношений распределение потребительских благ, как правило, опосредствуется формированием и распределением доходов. Поэтому последние используются как косвенные показатели жизненного уровня.
Другие материалы:
Процесс обучения социальным ролям
Каждый индивид в течение своей жизни обучается исполнять самые разные роли: ребенка, ученика школы, студента, отца или матери, инженера, организатора на производстве, офицера, члена определенного социального слоя и т.д. Ролевое обучение и ...
Девиантное поведение подростков как психолого-педагогическая проблема
Как нам известно, в зарубежной науке психология девиантного поведения сложилась как самостоятельная научная и учебная дисциплина. В России эта наука не имеет такого теоретического и эмпирического опыта: она на пути становления. Тем не мен ...
Профессиональное самоопределение студентов
Таблица 4
Мотивы выбора
Весь массив
Направления обучения
технич.
естеств.
экон.
гуман.
1. Желание получить диплом
2. Престиж, авторитет вуза
3. Интерес к профессии
4. Наилучшие способности именно в этой обл ...
