SocioDone

Социология: современные тенденции

Концепция Питирима Сорокина

Информация о социологии » Социологическая школа » Концепция Питирима Сорокина

К представителям социологической школы принадлежит и наш бывший соотечественник, русско-американский социолог и историк Питирим Александрович Сорокин (1889 - 1968). Сорокин представил человечество единым организмом, имеющим универсальные для народов институты тех или иных ценностей — в разные периоды истории центры творческих устремлений человечества перемещаются в географическом пространстве; но, при этом, не рвётся нить преемственности культурного строительства.

Разделяя теорию духовной элиты как ведущей силы общества, Сорокин подчеркивал неразрывную связь процессов, происходящих в обществе, с общим развитием культуры. В работе «динамика общества и культуры» (1937 - 1941) и др. он рассматривал историю человечества как смену в разной степени целостных социо-культурных суперсистем, объединенных определенным единством ценностей и значений. Исторический процесс виделся ему не как прямое поступательное движение, а как «циклическая флуктуация», т. е. идущая законченными циклами смена перетекающих друг в друга типов культуры, каждый из которых имеет в основе собственное отношение к действительности и методам ее познания. П. Сорокин выделял три типа культуры:

1) Чувственный тип представляет собой ценности первобытных людей, выражающиеся в ранней мифологии и способах жизни родовых групп; в нем преобладает эмпирически-чувственное восприятие и оценка действительности преимущественно с утилитарной и гедонистической точки зрения, т. е. преобладает «истина чувств» и «истина наслаждений»;

2) Идеациональный тип - когда идеальные сущности вроде Брахмы, Дао и прочих наделены способностью сверхразума, тесно связанного с бытием человечества; где преобладают поклонение некоему Абсолюту - Богу (или Идее), т.е. «истина веры» и истина самоотречения;

3) Идеалистический тип – основан на принципах непознаваемости человеком надмирной Многоликой Бесконечности, которая вбирает в себя все мыслимые и немыслимые формы жизни. Кроме того, что эта Бесконечность существует сама по себе, она также вмещает в себя и первые две суперсистемы. Являясь, таким образом, системой интегральной, она представляет некий синтез «чувственного» и «идеационального» типов, где чувство уравновешивается интеллектом, вера наукой, эмпирическое восприятие - интуицией. По выражению Сорокина, «человеческими умами будет руководить истина разума».

Своеобразие каждого из предложенных типов культуры воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии, структуре общественных отношений и определенном типе личности. Их радикальное преобразование и смена обычно сопровождаются кризисами, войнами и революциями. Анализируя историю европейской культуры и искусства статистическими методами, П. Сорокин относил к периодам расцвета «чувственной» культуры греко-римскую цивилизацию с III в. до н. э. по IV в. н.э., т.е. периода ее разложения и упадка, а также всю западную культуру последних пяти веков - с эпохи Возрождения до нашего времени. К «идеациональному» типу относилась раннесредневековая культура христианского Запада (с VI по XIII в.), а к «идеалистическому» - культура эпохи Возрождения.

Кризис современной культуры, лишенной абсолютных идеалов, веры в Бога, и в целом устремленной к чувственному наслаждению и потреблению, П. Сорокин связывал с развитием материалистической идеологии и экспериментальной науки в ущерб духовным ценностям, что довольно четко ощущается многими людьми в сегодняшнем мире. Как человек верующий, П. Сорокин видел выход из нынешнего кризиса и неизбежном восстановлении «идеациональной» культуры с ее религиозными идеалами.


Другие материалы:

Системы управления человеческими ресурсами
Управление человеческими ресурсами осуществляется на различных уровнях: от мирового сообщества до подразделений предприятия. Наиболее общие рекомендации по управлению трудовой деятельностью разрабатывает МОТ, которая имеет свои представи ...

Сиротство, как социальный феномен
Одна из важнейших проблем России третьего тысячелетия - проблема обездоленных детей. Детство - особый период в жизни человека - помимо того, что ценно само по себе, оно не только во многом определяет будущее конкретной личности, а значит ...

История становления постиндустриального общества
Идеи постиндустриализма формировались параллельно с концепцией индустриального общества; по мере ее развития вопрос о том, какой социальный порядок придет на смену индустриальному строю, становится все более актуальным. И если в XIX веке, ...