SocioDone

Социология: современные тенденции

Опрос как метод сбора социологической информации

Информация о социологии » Опросные методики в социологии » Опрос как метод сбора социологической информации

Опрос является наиболее часто используемым способом сбора информации в современных социологических исследованиях. Он представляет собой форму вербальной коммуникации между исследователем и испытуемыми.

В ходе опроса исследователь задает определенным лицам вопросы об известных им явлениях, на которые те дают ответы. По способу, которым задаются вопросы, опрос может быть устным и письменным, хотя чаще всего проводится в форме устной беседы. Устный опрос может проводиться также в форме свободного собеседования или на основе вопросника. Свободное собеседование строится таким образом, что вопросы задаются в зависимости от ситуации, складывающейся в ходе самой беседы. Опрос на основе опросника мы имеем в том случае, когда вопросы составлены предварительно и исследователь руководствуется ими в ходе опроса. Подобный метод наиболее пригоден при опросе большого числа людей. [4C258]. В зависимости от того, каким образом формулируются ответы, опрос также может быть свободным - когда опрашиваемые свободно отвечают на поставленные вопросы, самостоятельно, формулируя свои ответы, - или же опросом с определенными ответами, когда на вопрос можно ответить заранее определенным образом (например, "да" или "нет"). Чаще всего в опросах при исследовании общественных явлений используются такие методы, как анкетирование,

интервью

и тест, применение которых в каждом конкретном случае зависит от многих обстоятельств. Анкетой называется список вопросов с возможными вариантами ответов или без них, который предлагается респонденту в печатной форме. Вопросником называется перечень вопросов, составленный не для опрашиваемого, а для интервьюера, который использует вопросник в соответствии с заранее установленными правилами: либо, как текст, прочитывается респонденту.


Другие материалы:

Индексный анализ
Для характеристики явления и процессов в статистики широко применяют обобщающие показатели в виде средних, относительных величин. В широком понимании слово "Index" означает показатель. Индекс в статистике – это обобщающий показ ...

Частные показатели
Осталось привести лишь частные случаи. При a=0 имеем I(F)=, при a=1 получается мера расслоения Тайла (Theil): I(F)=, наконец, при a=2 имеем квадрат коэффициента вариации: I(F)=, множители перед интегралом опущены в соответствии с оп ...

Культура и социальное неравенство. Ведение
Культура общества, редко представляет собой нечто единое и однородное. Культурная гомогенность характерна лишь для наиболее простых, архаичных бесписьменных обществ. Чем сложнее структура общества, чем более дифференцированы его институты ...