SocioDone

Социология: современные тенденции

К. Маркс «К критике политической экономии»

В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что является только юридическим выражением последних - с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции.

С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественнонаучной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче - от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение.

Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы или которых она дает достаточно простора, и новые более высокие новые производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества: Поэтому человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решений уже имеются налицо или, по крайней мере, находятся в процессе становления.

Буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической формой общественного процесса производства, антагонистической не в смысле индивидуального антагонизма, вырастающего из общественных условий жизни индивидуумов; но развивающиеся в недрах буржуазного общества производительные силы создают вместе с тем материальные условия для разрешения этого антагонизма.

Показав в данном отрывке пример конфликта между производительными силами общества и производственными отношениями, сложившимися в этом обществе, Маркс довольно ясно проиллюстрировал возможные последствия этого конфликта. При этом, на мой взгляд, необходимо помнить, что Маркс в большинстве своих работ делал акцент на прогресс, на поступательное развитие. Так и здесь: конфликт служит источником активизации общественных сил, прилагаемых для его разрешения, что, в свою очередь, создаёт источник для развития того же общества.

Для нашего времени опять же наиболее актуальной выглядит идея позитивного влияния конфликта. Маркс ясно выразил эту идею в огромном масштабе – масштабе целого общества. Конфликт, следовательно, имеет положительное влияние не только проявляясь в отношениях между индивидами, но и когда выражается в более крупных формах.


Другие материалы:

Социальный проект как инструмент эффективного городского управления (на примере реализации проекта «Здоровый город» в г. Череповце)
Проектное мышление, сознательное применение проектного подхода в области управления – достаточно новое явление для России, но такой способ управления успешно реализуется в Череповце. Для того чтобы структурировать управленческую деятельно ...

Зависимость продолжительности жизни населения от ряда внешних факторов
Качество здоровья и его интегральное выражение – ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) зависят от различных факторов – природных, эколого-гигиенических, производственных, но в первую очередь от социально-экономических. Мысль эта не нова ...

Подростковый возраст
У подростков отклонения в развитии сказываются, прежде всего, на взаимоотношениях с окружающими. Складывающиеся деформации в развитии личности приводят к возникновению поверхностности чувств, бездуховности, жестокости, агрессивности и др. ...