SocioDone

Социология: современные тенденции

К. Маркс «К критике политической экономии»

В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что является только юридическим выражением последних - с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции.

С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественнонаучной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче - от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение.

Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы или которых она дает достаточно простора, и новые более высокие новые производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества: Поэтому человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решений уже имеются налицо или, по крайней мере, находятся в процессе становления.

Буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической формой общественного процесса производства, антагонистической не в смысле индивидуального антагонизма, вырастающего из общественных условий жизни индивидуумов; но развивающиеся в недрах буржуазного общества производительные силы создают вместе с тем материальные условия для разрешения этого антагонизма.

Показав в данном отрывке пример конфликта между производительными силами общества и производственными отношениями, сложившимися в этом обществе, Маркс довольно ясно проиллюстрировал возможные последствия этого конфликта. При этом, на мой взгляд, необходимо помнить, что Маркс в большинстве своих работ делал акцент на прогресс, на поступательное развитие. Так и здесь: конфликт служит источником активизации общественных сил, прилагаемых для его разрешения, что, в свою очередь, создаёт источник для развития того же общества.

Для нашего времени опять же наиболее актуальной выглядит идея позитивного влияния конфликта. Маркс ясно выразил эту идею в огромном масштабе – масштабе целого общества. Конфликт, следовательно, имеет положительное влияние не только проявляясь в отношениях между индивидами, но и когда выражается в более крупных формах.


Другие материалы:

Духовный мир личности. Мировоззрение
Духовный мир личности (микрокосм человека) — целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементы которой: 1) духовные потребности в познавании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, ...

Информационная цивилизация
Г. Маклуэн представил трехступенчатую модель всемирной истории: 1-я эпоха: Человек слушающий - эпоха племенного индивида с преобладанием устной речи в качестве коммуникации в акустическом мире. 2-я эпоха: Человек смотрящий - эпоха типог ...

Социальная диагностика как социальная технология
Термин «социальная диагностика» получил распространение в конце 20—начале 30-х гг. XX века. В настоящее время «социальная диагностика» утвердилась как важнейшее направление в социальной работе. Термин «диагностика» («диагноз» в переводе с ...