SocioDone

Социология: современные тенденции

Групповая психосоциальная работа с женщинами
Страница 2

Информация о социологии » Технологии социальной работы с женщинами » Групповая психосоциальная работа с женщинами

Наиболее ярко выраженная идея этого движения — стремление помочь развитию личности путем снятия ограничений, комплексов, освобождение ее потенциала.

Для обозначения разнообразных форм групповой психосоциальной работы в настоящее время используется большое количество терминов:

- групповая психотерапия;

- психокоррекционные группы;

- тренинговые группы;

- группы активного обучения.

Тем не менее наиболее часто разнообразные формы групповой работы обозначают понятием «тренинговые группы».

Под определение «тренинговые группы» подпадают все специально созданные малые группы, участники которых при содействии ведущего-психолога (социального работника) включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании.

В «психологическом словаре» социально-психологический тренинг определяется как «область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетенции в общении».

Цель женской психотерапевтической группы—раскрытие, анализ, осознание и переработка проблем женщин, проявляющихся в их внутриличностных и межличностных конфликтах; коррекция неадекватных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов на основе анализа и использования межличностного взаимодействия.

Учитывая три плоскости ожидаемых изменений (когнитивную, эмоциональную и поведенческую), более конкретные задачи, решаемые в ходе общения и взаимодействия в женской терапевтической группе, можно сформулировать следующим образом:

1. Познавательная сфера

Условия общения и взаимодействия должны быть таковы, чтобы женщина осознала:

а) существующие разногласия между собственным образом «я» и восприятием себя другими;

б) внутренние психологические проблемы и конфликты;

в) более глубокие причины переживаний, способы реагирования, начиная с детства, а также условия и особенности формирования системы отношений;

г) собственную роль, меру своего участия в возникновении и сохранении конфликтных и психотравмирующих ситуаций, а также то, каким путём можно было бы избежать их повторения в будущем.

2. Эмоциональная сфера

Группа помогает женщине:

а) получить эмоциональную поддержку со стороны группы, что приводит к ощущению собственной ценности, ослаблению защитных механизмов, росту открытости, активности и спонтанности;

б) пережить в группе те чувства, которые она часто испытывает в реальной жизни, воспроизвести те эмоциональные ситуации, которые были у неё в действительности и с которыми она не смогла справиться;

в) научиться искренности в отношении к себе и другим людям;

г) стать более свободной в выражении собственных негативных и позитивных чувств;

д) раскрыть свои проблемы с соответствующими им переживаниями.

В целом задачи относительно гармонизации эмоциональной сферы женщины охватывают следующие основные аспекты: получение эмоциональной поддержки и формирование более благоприятного отношения к себе; непосредственное переживание и осознание нового опыта в группе и самой себя; точное распознавание и вербализация собственных эмоций; переживание и осознание прошлого эмоционального опыта и получение нового эмоционального опыта в группе.

3. Поведенческая сфера, находящая проявление и осмысление в условиях группового общения, способствует тому, что женщина может:

1) увидеть собственные неадекватные поведенческие стереотипы;

2) приобрести навыки более искреннего, глубокого и свободного общения;

3) развивать формы поведения, связанные с сотрудничеством, взаимопомощью, ответственностью и самостоятельностью;

4) закрепить новые формы поведения, в частности те, которые будут способствовать адекватной адаптации и функционированию в реальной жизни.

И общем виде задачи группы относительно совершенствования поведенческой сферы могут быть определены как формирование эффективной саморегуляции и самоорганизации.

Таким образом, усилия женской группы фокусируются на осмыслении и развитии трех составляющих самосознания:

- самопонимания (когнитивный аспект);

- отношения к себе (эмоциональный аспект);

- саморегуляции (поведенческий аспект).

Это позволяет определить общую цель групповой психосоциальной работы как расширение сферы самосознания женщины.

Основным инструментом гармонизации и оздоровления личности выступает психотерапевтическая группа, позволяющая выйти на понимание и коррекцию проблем женщин за счет межличностного взаимодействия, обусловливающего групповую динамику и личностный рост. Это психотерапевтическое взаимообогащение, если трактовать термин «психотерапия» в широком смысле слова, т. е. понимать, что психотерапия—это процесс взаимодействия специалиста с другими людьми, при котором достигается эффект снятия каких-либо психологических ограничений во имя обогащения личности каждого из участников, развития субъектности и свободной реализации человеческого потенциала в деятельности и общении.

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 Схема взаимодействия социального педагога с деятельностью психолога, учителя в работе с учеником СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ ПСИХОЛОГ УЧИТЕЛЬ УЧЕНИК ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 Соц ...

Методы исследования
1) Анализ научной литературы. 2) Анкетирование. 3) Статистическая обработка данных. ...

Предписанные и достигаемые статусы и роли
Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями. Предписанны ...