SocioDone

Социология: современные тенденции

Национальные особенности преподавания социологии в вузах стран Западной Европы
Страница 1

Информация о социологии » Преподавание социологии в вузах США и Западной Европы » Национальные особенности преподавания социологии в вузах стран Западной Европы

Анализируя социологию как предмет изучения в зарубежных вузах, следует отметить ее способность в своем развитии прибегать к системному самоконструированию, создавать на основе этого междисциплинарные образования, что является обязательным и объективным условием для формирования дисциплинарного ряда, составляющего современные программы социологического образования. Социология как бы охватывает различные уровни социального целого, интегрируя достижения всех наук об обществе и человеке[1].

Рассматривая английскую традициюпреподавания социологии, необходимо констатировать ее близость к таким наукам, как психология, политология и экономика. В Кембридже, например, социология включена и преподается на факультете социальных и политических наук.

Программа по социологии здесь включает несколько комплексных курсов: общий курс (введение в социологический анализ, сравнительная общественная социология, социальная психология, компьютерные и количественные методы в социологии), теоретический курс (социология отклонений и социальный контроль, социология политических систем, сравнительная историческая социология, социология религии, социология индустриального общества), объединенный курс социальных наук (психология и социология, экономика и социология, социология и политика).

Особое внимание в предлагаемых курсах уделяется истории социологии. В них включены вопросы эволюции науки, анализ различных учений в исторической ретроспективе, так или иначе связанных с развитием теории социологии ("Дарвинизм и социология", "Фрейд, психоанализ и XX век", "Франкфуртская школа", "Ключевые проблемы теории феминизма" и др.).

В ведущих университетах Великобритании в курсах по социологии важное место занимают дисциплины, раскрывающие методы проведения социологических исследований. В Оксфорде, например, читаются расширенный курс "Методы социологического исследования", "Теория игр", "Социальная статистика", "Социологический анализ".

Во Франции и Швейцарии

социологическое образование в последние годы в значительной степени связано с политологическим. В Женевском университете, например, в программах по социологии политический аспект был особенно усилен, когда в 1974 г. при департаменте социологии факультета экономических и социальных наук была сформирована научно-образовательная программа в области политической социологии. Данная программа разрабатывалась при непосредственном участии таких институтов, как: Международный институт социальных исследований, Международная ассоциация социальной безопасности, Школа социальных и педагогических наук в Лозанне, Институт европейских исследований.

Все перечисленные учреждения являются не только организациями-разработчиками, но и базовыми структурами, в которых проходит трехлетняя практика студентов. Образовательная программа по политической социологии реализуется, помимо социологического, еще на нескольких факультетах: экономическом, филологическом, права и медицинском. Студенты-выпускники, получившие специализацию по политической социологии, профессионально пригодны для работы в государственных, международных организациях и частных предприятиях. Обучение начинается с вводных курсов, посвященных основным направлениям социальной политики в исторической ретроспективе.

Например, анализируется роль государства в Европе и США от периода промышленной революции до начала XX века. При этом выделяются следующие исторические этапы[2]:

a) 1815-1848 апогей либерализма;

б) 1848-1871 гг. - новый этап возрастания роли государства;

в) 1871—1914 гг. — оформление социальной политики под влиянием немецкого законодательства 1880 гг.;

г) идеологии и социальная политика в свете русского, итальянского, немецкого, американского, швейцарского и японского опыта;

д) 1945-1995 гг. - кризис государства в 80-е гг., падение коммунистического режима в России.

Особое внимание уделяется анализу и воздействию на развитие социальной политики в обществе известных мыслителей, ученых, общественных деятелей - от Аристотеля до папы Римского. В последующий период - 3-й и 4-й годы обучения студенты изучают социальную и экономическую политику в Европе и Швейцарии, проблемы социальной политики и национальной безопасности.

Анализируя позиции социологии в научно-образовательных программах Женевского университета, нельзя не отметить ее влияние на формирование учебных программ, реализуемых департаментом религиоведения. Базовыми теоретическими курсами здесь являются: "Социология религии", "Религия и общество", "Религия как социальное явление".

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Рекомендации по совершенствованию подготовки специалистов по социальной работе в России
Для решения проблемы интеграции практики и теории можно предложить следующие рекомендации. Анализ современных тенденций системы подготовки специалистов за рубежом показывает большое значение практической составляющей этой подготовки. Нап ...

Проблема бедности
Реформирование экономики России сопровождалось глубоким экономическим кризисом, безработицей и падением жизненного уровня большинства населения страны. Эти обстоятельства выдвинули на передний план среди других важных проблем социально-эк ...

Прямое наблюдение
Под наблюдением в социологии подразумевается прямая регистрация событий очевидцем. Наблюдение может носить различный характер. Иногда социолог самостоятельно наблюдает происходящие события. Иногда он может пользоваться данными наблюдений ...