SocioDone

Социология: современные тенденции

Коммуникация в социальной работе
Страница 2

Оказание помощи личности и обществу в осознании своей силы и слабости в процессе взаимовыгодного общения, побуждение потенциалов, позволяющих и отдельному человеку и государству отнестись со вниманием друг к другу, объединить усилия в преодолении проблем, кризисных ситуаций и обрести необходимое равновесие на пути жизненного развития, – вот в чем состоит сущность социальной работы. И общение составляет при этом её ключевой элемент.

Одной из важнейших тем многих зарубежных исследователей является роль социальных работников в решении социальных проблем. Они справедливо полагают, что общение является органически неотделяемой частью всякой социальной работы. Общение социального работника и клиента – это специальный контакт. Общение с клиентом строится на основе вербального и жестового языка. Речевая культура социального работника – важнейшая составляющая профессиональных знаний и навыков.

Она включает владение профессиональной терминологией, деловым языком, правильной литературной речью.

Но, работая с различными культурными группами, необходимо знать их язык повседневного общения. Некоторые авторы выделают в практике социальной работы социальное общение, которое можно рассматривать в двух аспектах: в более широком смысле как общение в социуме и как интегрированное свойство всех видов, форм, методов социальной работы, обеспечивающее непосредственное взаимодействие с клиентом, группой, общиной.

Социальная работа требует от человека ориентации в социально-экономических условиях и жизненных проблемах людей. Поэтому специалисту столь необходимо обладать культурой общения, ему постоянно приходиться общаться с разными социальными и возрастными группами людей, и к каждому человеку нужно суметь подойти, расположить его к себе. Психология общения становится основой профессиональной деятельности. Социальный работник, прекрасно разбирающийся в теории социальной работы, но не умеющий общаться, не может достаточно эффективно помочь клиенту. Социальная работа должна строиться в соответствии с гуманистической этикой общения, ориентируясь на такие общечеловеческие ценности, как милосердие, бескорыстие, доброта, правдивость, выполнение долга. Гуманистическое общение неотделимо от таких ценностей, как свобода, справедливость, равенство. В общении надо ценить не только свою свободу, но и свободу другого, уважать его внутренний мир. Анализ опыта благотворительности и социальной работы в России, кодексов этики социальных работников США и Великобритании свидетельствует о том, что принципы, положенные в основу их деятельности и сформированные на основе общечеловеческих принципов, во многом схожи. Из них к главным принципам относятся:

· в работе руководствоваться, в первую очередь, интересами клиента;

· уважать частную жизнь клиента и держать в тайне информацию о нем;

· в процессе роботы действовать в соответствии с ценностями и моральными нормами своей профессии;

· постоянно совершенствовать свои профессиональные знания;

· в отношениях с коллегами быть доброжелательными, уважительными;

· защищать клиента от всех форм дискриминации;

Практически все формы и методы социальной работы неотделимы от общения, т.к. социальный работник большую часть времени занят с людьми. Такие известные методы, как метод интервью, консультирование, основаны на межличностных контактах. Разработано множество тренингов общения, существуют различные модели общения: ведение беседы, обсуждение, интервью с клиентом, консультирование и т.д.

Общение не может быть эффективным, если не принимать во внимание индивидуальные особенности субъектов общения, их потребности, интересы, привычки. Общение должно строиться на основе моральных норма и этических принципов. Его нельзя рассматривать статически. Это процесс, и постижение его постоянно. Поэтому социальны работник должен воспитывать в себе стремление постоянно учиться, не бояться нового, умение адаптироваться к новым обстоятельствам, использовать в своей работе новые методы и развивать их.

Коммуникативные способности работников социальных служб – это их умение налаживать, устанавливать контакты, находить более приемлемые формы взаимодействия с людьми, оптимальные пути позитивного влияния на подопечных на основе широкой общетеоретической, социально-философской и практической подготовки. И, в частности, овладения искусством общения, которое лишь в этом случае способно реализовать свои многогранные потенциальные возможности в таких важнейших аспектах как:

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Результаты констатирующего этапа
На этом этапе нашей исследовательской работы мы провели повторное изучение молодых людей, проходящих курс реабилитации в центре «Панацея». На основе проводимого ранее интервьюирования, видно процентное соотношение эффективности коррекцион ...

Дифференциация доходов. Бедность. Проблема выравнивания доходов. Дифференциация доходов
Хотя экономическое неравенство и дифференциация общества определяются не только неравномерностью распределения доходов, но и неодинаковым имущественным положением и различиями в потреблении, при определении степени такого неравенства, как ...

Проблемы возрождения российского общества
Молодежь вступает в жизнь – трудовую, общественно-политическую, имея, как правило, среднее образование. Однако оно очень серьезно различается по качеству. Зна­чительные различия зависят от социальных факторов: в специализированных школах ...