SocioDone

Социология: современные тенденции

Роль коммуникации в практике социальной работы

Общение лежит в основе любого вида человеческой деятельности и служит жизненно важной цели установления взаимосвязей и сотрудничества людей. Способность к общению относится к числу важнейших человеческих качеств. К людям, легко вступающим в контакт и умеющим располагать к себе, относятся с симпатией. В психологии общение определяется как процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями и состоящий в обмене между ними информацией познавательного (когнитивного) или эмоционального (аффективно-оценочного) характера. Общение – основная форма человеческого бытия. Отсутствие или недостаток общения может деформировать человеческую личность. Понятия коммуникации, коммуникативной культуры и общения очень широки и в силу своей специфики изучаются разными отраслями науки, каждая из которых по-своему определяет сущность изучаемого явления, при этом, как правило, опускаются некоторые аспекты.

Так, например, социальной психологии коммуникация понимается как одна из сторон единого процесса общения. Общение характеризуют путём выделения трех взаимосвязанных сторон: коммуникативная сторона (коммуникация), интерактивная сторона (интеракция), перцептивная сторона (социальная перцепция). При таком выделении, коммуникация в узком смысле слова состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. обмене не только знаниями, умениями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания. Коммуникация, как и общение вообще, является основным процессом любых отношений между людьми, в независимости от направления науки, её рассматривающей. Специфика социальной работы заключается в её направленности на клиента, субъекта коммуникации. Соответственно, коммуникация – это основное средство взаимодействия социального работника и клиента. Уместно употреблять понятие коммуникации как синоним общения, но следует помнить, что общение – это всегда более широкая категория.


Другие материалы:

Теории лидерства. Три теории лидерства.
В современной социальной психологии существует три подхода к изучению лидерства. И я хотела бы проверить одну из них. Я выбрала «теорию черт лидера» . Влияют ли черты личности лидера на его положение в группе (его статус) или его личностн ...

Социальная работа с молодежью в деятельности молодежных общественных организаций. Социально-правовой статус молодежных общественных организаций
Молодежные общественные организации – объединения граждан в возрасте от 14 до 35 лет, целью которых является осуществление и защита своих прав и свобод и удовлетворения политических, экономических, социальных, культурных и других общих ин ...

Миграционная ситуация.
В 1990-е годы произошло существенное изменение миграционной картины в Российский Федерации в региональном разрезе. Как отмечает Ж. Зайончковская, существенно «усилилась притягивающая роль Северного Кавказа, особенно Краснодарского и Став ...