SocioDone

Социология: современные тенденции

Роль коммуникации в практике социальной работы

Общение лежит в основе любого вида человеческой деятельности и служит жизненно важной цели установления взаимосвязей и сотрудничества людей. Способность к общению относится к числу важнейших человеческих качеств. К людям, легко вступающим в контакт и умеющим располагать к себе, относятся с симпатией. В психологии общение определяется как процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями и состоящий в обмене между ними информацией познавательного (когнитивного) или эмоционального (аффективно-оценочного) характера. Общение – основная форма человеческого бытия. Отсутствие или недостаток общения может деформировать человеческую личность. Понятия коммуникации, коммуникативной культуры и общения очень широки и в силу своей специфики изучаются разными отраслями науки, каждая из которых по-своему определяет сущность изучаемого явления, при этом, как правило, опускаются некоторые аспекты.

Так, например, социальной психологии коммуникация понимается как одна из сторон единого процесса общения. Общение характеризуют путём выделения трех взаимосвязанных сторон: коммуникативная сторона (коммуникация), интерактивная сторона (интеракция), перцептивная сторона (социальная перцепция). При таком выделении, коммуникация в узком смысле слова состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. обмене не только знаниями, умениями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания. Коммуникация, как и общение вообще, является основным процессом любых отношений между людьми, в независимости от направления науки, её рассматривающей. Специфика социальной работы заключается в её направленности на клиента, субъекта коммуникации. Соответственно, коммуникация – это основное средство взаимодействия социального работника и клиента. Уместно употреблять понятие коммуникации как синоним общения, но следует помнить, что общение – это всегда более широкая категория.


Другие материалы:

Причины миграции.
Они изучались на основе социологического опроса мигрантов на Ставрополье, который, думается, может свидетельствовать о мотивах миграции в других регионах Северного Кавказа. Опрошенные мигранты репрезентировали национальный состав населени ...

Критерии организационной результативности и виды результатов.
Критерием выступает наиболее существенный признак, служащий мерилом для оценки степе­ни совершенства системы. Экстремальное зна­чение выбранного критерия выражает опти­мальность рассматриваемой системы по выбранной характеристике. Можно ...

Семья в библейские времена
Исследователи древнееврейской семьи обнаружили в ней элементы фратриархата (когда главой является старший брат), матриархата, но в целом уклад древнееврейской семьи патриархален. Муж был хозяином своей жены: он спал с нею, она рожала ему ...