SocioDone

Социология: современные тенденции

В чем состоит своеобразие модели поведения, разработанной Т. Парсонсом?

Информация о социологии » Экономические аспекты социального поведения » В чем состоит своеобразие модели поведения, разработанной Т. Парсонсом?

Т. Парсонс исследовал поведение людей как взаимодействие социальных субъектов, связанных между собой «системой взаимных ожиданий» в том смысле, что их поступки ориентированы на определенные ожидания партнера. В результате социального взаимодействия, подчеркивал Парсонс, складывается специфическая структура «потребностных диспозиций деятеля (актора) и других, включенных в систему социального взаимодействия с ним». На поведение человека оказывает формирующее воздействие не только система ожиданий его партнеров по взаимодействию, но и нормы, ценности культуры, господствующие в обществе. Именно «наиболее общие культурные образцы», выступающие в виде идей, идеалов, ценностей и т.п., придают, по утверждению Парсонса, согласованность нормам поведения, приписываемым ролевым статусам, точнее говоря, «типам ролей в социальной системе». Если принять во внимание этот принципиальный тезис, то станет ясно, почему Парсонс предпочитал термин «действие» термину «поведение»: ведь его как социального теоретика интересовали прежде всего «не физическая событийность поведения сама по себе, но его образец, смыслосодержащие продукты действия (физические, культурные и др.), от простых орудий до произведений искусства, а также механизмы и процессы, контролирующие этот образец» [6; 494].

Т. Парсонс, придавая огромное значение индивидуальному поведению личности, тем не менее подчеркивал, что это поведение состоит не только из реакций на определенные стимулы социальной ситуации, но также из совокупности определенного поведения других индивидов, включенных в системы некоторой коллективной организации. Поэтому «индивиды осуществляют социетально важные функции в коллективе в качестве его членов», А отсюда вытекает, что «функционирование коллективной организации связано, в первую очередь с реальным достижением целей в интересах социальной системы [6; 512]. Воплощая в индивидуальном поведении свои интересы и потребности, личность в социальной системе включается в сложную и многогранную сеть коллективного поведения и «производит какие-то услуги в некотором контексте коллективной организации. В результате долгого эволюционного процесса в современных обществах эти услуги институционализируются в основном в виде профессиональной роли в рамках специфики функционирующего коллектива или бюрократической организации. В достаточно дифференцированных обществах способность к производству услуг становится источником движения для общества, мобилизируемым через рынок. Когда эта стадия достигнута, мы можем говорить об услугах как о продукте экономического процесса, доступном для «потребления» в неэкономических контактах» [6; 504].

Связанное с необходимостью производства различных благ и услуг решение технологических задач, утверждает Т. Парсонс, в большинстве случаев является «результатом коллективного организованного процесса, а не труда одного человека». Для их успешного решения необходимы исполнительские и координаторские функции, осуществляемые в рамках многообразия социальных взаимодействий с потребителями, снабженцами, рабочими, исследователями и т.д. Все это, вместе взятое, заставляет рассматривать «экономику как первичный момент в социальной системе» [6; 507]. Поэтому при рассмотрении функционирования «поведенческого организма» (т.е. системы поведенческих актов) необходимо, считает Т. Парсонс, обеспечивать «приоритет экономических соображений над технологическими», ведь «вопрос о том, что должно производиться (и для кого), имеет преимущество над вопросом, как должны производится вещи» [6; 509].


Другие материалы:

Анализ работы социального педагога МОУ «СОШ № 25» города Омска. Социально-воспитательная направленность деятельности социального педагога школы № 25
Появившиеся в настоящее время подходы различной направленности к разработке содержания вос­питания определили поиск организаторов воспитательного процесса, включая социальных педагогов в планирование воспитательной работы. В школе практи ...

Становление общественного и частного призрения в Российском государстве в XVIII – XIX в.в. Государственно-административный подход к общественному и частному призрению и помощи инвалидам
Государственно-административное общественное и частное призрение складывалось на протяжении почти двух столетий. Его становление как системы происходит с XVIII по вторую половину XIX в. Оформляется административная система помощи инвалида ...

Международные и российские нормативные, правовые документы в области защиты прав женщин и детей
Насилие по отношению к женщине отражает ситуацию в обществе в целом, является своеобразным социальным индикатором. Основным социальным противоречием является то, что женщины, как правило, не знают своих законных прав и, соответственно, не ...