SocioDone

Социология: современные тенденции

Реабилитация детей-инвалидов как социальная проблема
Страница 4

Хотя в последние годы в нашей стране открываются все новые и новые подобные реабилитационные центры, однако их количество недостаточно. Не каждому инвалиду по карману оказываются расходы на прохождение отдельных курсов медицинской и социально-трудовой реабилитации. В этой связи заслуживает внимание опыт далекой Австралии, где инвалид, проходя курс социально-трудовой и медицинской реабилитации получает надбавки к пенсии по инвалидности. И они практически полностью покрывают все расходы на эти цели. (22) Крауд маркетинг заказать лучшие инструменты для крауд маркетинга.

5. Социальная

реабилитация, будучи одной из общих технологий социальной работы, направлена на восстановление не только здоровья, трудоспособности, но и социального статуса личности, его правового положения, морально-психологического равновесия, уверенности в себе.

Исторически понятия «инвалидность» и «инвалид» в России связывались с понятиями «нетрудоспособность» и «больной». И нередко методические подходы к анализу инвалидности заимствовались из здравоохранения, по аналогии с анализом заболеваемости. Представления о происхождении инвалидности укладывались в традиционные схемы «здоровье – заболеваемость» (хотя, если быть точным, заболеваемость – показатель нездоровья) и «больной – инвалид». Последствия таких подходов создавали иллюзию мнимого благополучия, так как относительные показатели инвалидности на фоне естественного прироста населения улучшались, из-за чего реальные стимулы к поиску истинных причин роста абсолютного числа инвалидов отсутствовали. Лишь после 1992 года в России произошел перекрест линий рождаемости и смертности, и явления депопуляции нации приобрели отчетливый характер, сопровождаясь устойчивым ухудшением показателей инвалидности, возникли серьезные сомнения в правильности методологии статистического анализа инвалидности. Специалисты долгое время рассматривали понятие «инвалидность», отталкиваясь преимущественно от биологических предпосылок, расценивая ее возникновение в основном как следствие неблагоприятного исхода лечения. В связи с этим социальная сторона проблемы была сужена до нетрудоспособности, как основном показателе инвалидности. Поэтому основной задачей врачебно-трудовых экспертных комиссий было определение того, какую профессиональную деятельность освидетельствуемый не может выполнять, а что может – определялось на основе субъективных, преимущественно биологических, а не социально-биологических критериев. Понятие «инвалид» сужалось до понятия «неизлечимо больной». Таким образом, социальная роль человека в действующем правовом поле и конкретных экономических условиях отступала на второй план, и понятие «инвалид» не рассматривалось с точки зрения многопрофильной реабилитации, использующей социальные, экономические, психологические, образовательные и другие необходимые технологии. В настоящее время инвалид

характеризуется как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Инвалидность является одним из важнейших показателей социального неблагополучия населения, отражает социальную зрелость, экономическую состоятельность, нравственную полноценность общества и характеризует нарушение взаимосвязей человеком-инвалидом и обществом. Учитывая тот факт, что проблемы инвалидов затрагивают не только их личные интересы, но и в определенной степени касаются их семей, зависят от уровня жизни населения и других социальных факторов, можно констатировать, что их решение лежит в общенациональной, а не узковедомственной плоскости и во многом определяет лицо социальной политики государства.

6. Социокультурная

реабилитация – это один из способов приобщения людей с инвалидностью к активной жизни общества, эффективный способ изменить позицию общества по отношению к инвалидам и один из путей гуманизации общества в целом.

Социокультурная реабилитация может оказать существенное положительное влияние на инвалидов всех возрастных и социальных групп, но особое значение она имеет для детей-инвалидов. В отношении этой категории лиц главная задача этого реабилитационного направления деятельности – приобщение молодежи к культурным, духовно-нравственным ценностям, к здоровому образу жизни, гармоничное развитие на основе включения в мир искусства и культуры. В основе подходов идея свободной, гармонично развитой личности, которая ориентирована на духовно-нравственные ценности и стремиться к постоянному самоопределению, самосовершенствованию, а так же признанию важной роли искусства и литературы в формировании и развитии этой личности. Это – средство развития разнообразных жизненных познавательных навыков, повышения самооценки личности, возможность творческого самовыражения и объединения индивидуальностей в общность. (21)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другие материалы:

Классическая социология XIX в.
В истории социологии XIX в. можно выделить три основных типа научности. Первый — самый ранний — можно назвать классической социологией. Самые яркие ее представители — О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм. Можно выделить четыре основных принц ...

Зарубежный опыт подготовки специалистов по социальной работе
Зарубежный опыт подготовки специалистов по социальной работе многообразен и многолик. До определённого времени лидером в области составления программ по подготовки специалистов социальной работы являлись Соединенные Штаты Америки, поэтому ...

Изменения в семье, вызванные системным кризисом. Социально-экономическое состояние семей.
Известный отечественный фамилист А. Г. Харчев определяет семью как “исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными, родственными отнош ...